Бизнес Зарплату застрахуют от банкротства

Зарплату застрахуют от банкротства

Работники смогут гарантировано получить зарплату и пособия в случае банкротства предприятия. С предложением ввести новый вид социального страхования выступило Минтруда. Чем его введение поможет трудящимся и какой еще «соломки» подстелило государство на случай ликвидации компании-работодателя – в нашем материале.

По статье 178 Трудового кодекса РФ работник, который уволен по причине банкротства организации, имеет право получить выплату в размере одной средней месячной заработной платы. Еще «две зарплаты» он должен получить на период поиска новой работы. При этом все средства выплачиваются единовременно в день расторжения трудового договора. На деле все выходит так, что к моменту ликвидации предприятие уже накопило приличные долги перед своими сотрудниками. Так, в среднем по России просроченная задолженность по зарплате к 1 февраля достигла 4,3 млрд рублей. Еще год назад эта цифра была почти вдвое меньше.

Сейчас долги по зарплате, накопившиеся к началу банкротства предприятия, погашаются во вторую очередь после вереницы текущих платежей и кредиторов первой очереди. Зачастую работникам ничего не достается. Ситуацию призван изменить проект закона о социальном страховании сотрудников от утраты зарплаты из-за банкротства предприятия, вызвавший бурное обсуждение.

Ответственность за возможное оставление сотрудника без зарплаты предполагается возложить на плечи самих работодателей. В проекте предлагаются взносы в Фонд социального страхования (ФСС) за каждого работника – 0,02% от платежей в ФСС. Этот взнос уплачивается с годовой зарплаты, не превышающей 718 000 рублей, то есть максимальный размер нового сбора – 143 рубля за сотрудника. Ввести новый платеж предлагается с января 2017 года, а выплачивать компенсации – с 1 июля 2017 года. Предложение было встречено бизнесом в штыки, поскольку в сложившейся ситуации даже минимальное увеличение нагрузки будет ощутимым. «Малые предприятия и так еле сводят концы с концами, а крупные из-за большого штата будут вынуждены платить приличные деньги, – поясняет директор агентства «Бизнес и кадры» Людмила Соколова. – Однако, на мой взгляд, любые формы социальной защиты полезны. Сегодня мы знаем немного подробностей обсуждаемого законопроекта, поэтому трудно понять, насколько тщательно он продуман и насколько эффективно сработает: дойдут ли деньги до тех, кому они адресованы.

Вопросы о целевом расходовании возникают неслучайно. По данным авторов законопроекта, задолженность работодателей-банкротов составляет чуть более миллиарда рублей, а новые страховые взносы в ФСС на случай банкротства составят, по оценкам аналитиков, порядка 6 млрд. Куда они уйдут? Непродуманность проекта подчеркивают и в Федерации независимых профсоюзов. Эксперты организации уверены, что инициатива не пройдет, а страховать трудящихся нужно не от банкротства работодателя, а от безработицы.

Адвокат по трудовым спорам Алексей Фурсенко считает, что страхование ответственности, наоборот, позволит предприятиям в случае банкротства избежать лишних тяжб с бывшими сотрудниками и даже позволит сэкономить: «Количество банкротящихся предприятий приближается к историческому максимуму, ситуация в экономике крайне нестабильна и непрогнозируема. Поэтому, на мой взгляд, никто не не может быть уверен в том, что банкротство ему не грозит». По его мнению, данный проект – подушка безопасности не только для работников, но и для самого бизнеса. Ведь количество исков к работодателям растет и затраты по исполнительным листам превышают этот новый взнос в разы.

Обратим внимание, что, согласно проекту, компенсироваться будут не вся задолженность по зарплате, а только за три месяца до возбуждения дела о банкротстве и не больше 1967 рублей за день – это максимальная зарплата в 718 000 рублей, поделенная на 365. В то же время, доход в виде страхового обеспечения по обязательному соцстрахованию на случай невыплаты зарплаты по причине несостоятельности (банкротства) работодателя, согласно законопроекту, будет освобожден от НДФЛ.

Заместитель председателя правления «Локо-Банка» Андрей Люшин отметил, что подача иска о банкротстве не означает конца трудовых отношений с сотрудниками – трудовые договоры продолжают свое действие, а в случае, если работодатель не выплачивает заработную плату или пособия в период проведения процедуры, то формирующиеся долги и вовсе подлежат погашению вне очереди. «В случае если работодатель нарушает условия закона, сотрудники могут подать как одиночные, так и групповые иски в суд для защиты своих прав. А если у работодателя попросту нет средств для погашения задолженности, то средства изыскиваются после продажи его имущества», – добавил Андрей Люшин.

Декретные и больничные

Однако этот законопроект – далеко не единственная инициатива по защите прав трудящихся. Так, буквально недавно Владимир Путин подписал закон, по которому декретные и больничные пособия сотрудникам банкротящегося предприятия будет также выплачивать ФСС. Раньше эту обязанность он брал на себя, если страхователь прекратил свою деятельность на момент обращения работника за пособием, если у работодателя нет денег на счетах на выплату этих пособий или он просто сбежал от долгов. Теперь перечень пополнил пункт о банкротстве.

В чем преимущество для сотрудников? Раньше выплаты таких пособий были возложены в первую очередь на работодателя и, если в отношении организации проводятся процедуры банкротства, то получить социальные выплаты можно было только после завершения этих процедур и при наличии необходимых средств. Теперь родители будут вправе получать их напрямую в ФСС, поясняет директор департамента развития социального страхования министерства труда и соцзащиты РФ Елена Чикмачева: «Все выплаты теперь будут осуществляться в территориальных органах ФСС. Причем обратиться в них может как страхователь, то есть работодатель, так и сам сотрудник. Набор необходимых документов минимален: справка о доходах, трудовой договор, справка о банкротстве предприятия, паспорт, больничный лист».

Защита сотрудников, в случае прохождения предприятия через процедуру банкротства в России, находится на высоком уровне даже в сравнении со странами ЕС и США, подводит итог Андрей Люшин: «Процедура банкротства ни коим образом не снимает с работодателя обязательств по выплате выходных пособий, текущих выплат заработной платы и долгов по ней перед сотрудниками в полном соответствии с трудовым договором и трудовым законодательством России».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
ТОП 5
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: тюменка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
Город как будто кричит: «Народ, смотрите, у меня есть деньги!»: журналист из Волгограда приехала в Тюмень и обомлела
Диана Коржок
Старший корреспондент
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
Я закрывала дочке глаза, и мы бежали в укрытие: жительница Белгородской области — о спасительном переезде в Тюмень
Лидия Жилина
Рекомендуем
Объявления