Заемщики все чаще становятся жертвами недобросовестных коллекторов, которые под видом судебных приставов пытаются взыскать долги или забрать имущество. Как выявить лжевзыскателя и когда примут закон о коллекторской деятельности – в материале нашего сайта.
Этой осенью в разных регионах страны отмечены вспышки активности «серых» коллекторов. Так, в Башкирии взыскатели под видом судебных приставов забрали у пенсионерки корову за долги сына, в Вологодской области угрожали вскрыть квартиру и вынести имущество, если должник тут же не оплатит задолженность. Такие действия можно легко опротестовать с привлечением правоохранительных органов, поэтому чаще коллекторы предпочитают орудовать письмами-требованиями от имени ФСПП. Причем зачастую исполнительного производства в адрес должника еще нет. Так, были случаи, когда приходили электронные письма с требованием вернуть долг и уведомлением о планирующемся аресте имущества, отправленные с электронных адресов, где незаконно используется доменное имя ФССП России. В прикрепленных файлах содержалась вредоносная программа, с помощью которой мошенники собирались украсть персональные данные.
В отличие от коллекторов, полномочия судебных приставов четко прописаны в законе. Так, сотрудник ФССП имеет право арестовывать имущество, денежные средства, объявлять должника в розыск, привлекать к содействию полицию и вызывать граждан по исполнительным документам. Ни одним из указанных полномочий сотрудники коллекторских агентств не обладают. Они вправе уведомить должника о применении мер принудительного исполнения, но лишь в том случае, если они обратятся в суд за взысканием приобретенного по договору цессии долга гражданина или организации и направят исполнительный документ на принудительное исполнение в службу судебных приставов. Никаких иных прав у коллекторов нет – в нашем государстве даже не принят закон, который бы регламентировал их деятельность.
По данным Генеральной прокуратуры, за последние два года граждане подали более 22 тысяч жалоб на деятельность коллекторских агентств и микрофинансовые организации, которые взыскивают задолженность. Возбуждено 250 уголовных дел, пишет «Клерк.ру».
Как поясняет вице-президент НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств), президент «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева, недобросовестные методы используют «серые» коллекторы. «Для них закон не указ, любой метод взыскания, по их мнению, можно использовать. Поэтому с их стороны звонки поступают в любое время суток, в общении с должником используются угрозы, в подъездах развешивается информация о долге», – поясняет эксперт. По статистике компании, примерно на 30 профессиональных агентств приходится около 600-800 тех, кто может нарушать цивилизованные правила взыскания и по праву относиться к так называемым «выбивателям долгов». Именно на эти организации поступает 99% всех жалоб от должников.
По словам Елены Докучаевой, коллекторским агентствам, действующим в рамках законодательства, в досудебном порядке удается вернуть 90% просроченной задолженности. «Методов взыскания несколько: SMS-рассылка с напоминанием о задолженности, телефонные звонки, письма по электронной почте и т.д., чтобы выявить причину просрочки и предложить схему погашения. Если договориться на этом этапе не получается, то дело передается в суд, где специалисты коллекторских агентств полностью осуществляют сопровождение судебного процесса – инициируют и контролируют ход исполнительного производства», – комментирует Елена Докучаева, добавляя, что вся работа ведется в рамках закона и договора с кредитором.
Закон о коллекторах погряз в обсуждениях
Эксперты сходятся во мнении – расцвету «серых» коллекторов способствует затягивание с принятием профессионального закона: деятельность коллекторов в России не имеет ни общего регулятора, ни требования о вступлении в СРО и пр. Законопроект «О деятельности по взысканию задолженности» был опубликован 15 сентября 2015 года на сайте Министерства экономического развития, после чего начались общественные обсуждения – участникам рынка для внесения своих правок дали несколько месяцев. Сейчас законопроект находится на стадии обсуждения. «О законе все участники рынка говорят уже почти 10 лет. Однако до 2015 года все инициативы заканчивались обсуждением и ни один из вариантов законопроекта не был внесен на рассмотрение Госдумы», – поясняет Елена Докучаева.
В данной редакции закон, с одной стороны, сможет «очистить» рынок от недобросовестных коллекторов и методов взыскания, а с другой – серьезно ограничит права как коллекторских агентств, так и кредиторов. «Так, вводятся количественные и качественные ограничения на общение кредиторов и их представителей с должником, ряд которых не только представляется чрезмерным, но и является практически не реализуемым технически. Например, взыскатель не имеет права обращаться к беременным женщинам, матерям детей до 1,5 лет, людям старше 70 лет. Эти меры преследуют правильную цель защиты прав заемщиков, в том числе наиболее социально незащищенных категорий должников. Однако на практике они не поддаются разумному контролю и, по сути, могут стать для этих групп должников способом уклонения от оплаты задолженности, что впоследствии может вылиться в гендерную и возрастную дискриминацию потенциальных (в том числе и абсолютно благонадежных и платежеспособных) заемщиков», – поясняет Елена Докучаева, добавляя, что принятие закона в текущей версии серьезно усугубит и без того непростое положение на кредитном рынке – банки, скорее всего, еще сильнее ужесточат требования к заемщикам.
Вице-президент ассоциации «Россия» (Ассоциация региональных банков России) Алина Ветрова отметила, что принятие законопроекта «О деятельности по взысканию задолженности» в представленной редакции приведет к уменьшению объемов взыскания кредиторами просроченной задолженности на 30-50%, а чрезмерные ограничения деятельности по взысканию приведут к увеличению его стоимости на 20-40%.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com