Туристов вынуждают доплачивать за уже забронированные и оплаченные туры из-за валютных колебаний. На действия турфирм, пытающихся компенсировать убытки от резкого скачка доллара и евро, уже пожаловались десятки россиян, пишет «Российская газета» со ссылкой на пресс-секретаря Ростуризма Ирину Щеголькову. В случае отсутствия доплаты, как рассказывают недовольные туристы, операторы предлагают не отказываться от поездки, а сократить продолжительность отдыха.
Повышение ключевой ставки ЦБ, произошедшее в минувший вторник, принесло проблемы и в туристический бизнес. В преддверии новогодних праздников россияне столкнулись с неприятным требованием туроператоров доплатить за отдых в соответствии с новым курсом доллара и евро. Десятки людей обратились с жалобами в Ростуризм, выражая недовольство тем, что им приходится нести дополнительные расходы.
По словам Ирины Щегольковой, некоторые туроператоры не успели рассчитаться с зарубежными партнерами до скачка курсов и теперь, оказавшись в долгах, пытаются решить свои проблемы за счет туристов. Но это не должно отражаться на людях, считает представитель Ростуризма. Однако не все участники рынка в данном случае поступают недобросовестно. «Если тур не был оплачен туристом полностью на момент бронирования, то оставшаяся сумма от стоимости тура рассчитывается по действующему курсу, – говорит PR-менеджер компании «Анекс Тур» Екатерина Желдак. – Цену в валюте мы не меняем, соответственно, речь о доплате не идет. Все туры за границу рассчитываются в долларах или евро».
По словам участников рынка, надежный туроператор всегда формирует турпакет. Соответственно, если клиент уже рассчитался за тур, ни один из его составляющих не может впоследствии оказаться неоплаченным.
Если же заявка была оплачена полностью, то туроператор не может потребовать доплату. Данный пункт должен быть четко обозначен в договоре. «Конечно, бывают доплаты за дополнительные услуги отеля, например новогодние галла-ужины, но опытный агент обязательно об этом предупредит», – добавляет представитель «Анекс Тура». Также туристические компании вправе говорить о дополнительных взносах, если в договоре прописана привязка стоимости тура к изменению валютного курса.
Сказать однозначно, что все жалобы туристов правомерны, сейчас нельзя. В каждом случае нужно разбираться отдельно. Делать это придется самим туристам: скорее всего, они будут вынуждены все-таки доплатить за путевку, чтобы не лишиться запланированного отдыха и не нарваться на штраф, который грозит в случае отказа от тура. И только после возвращения обращаться с жалобами в Роспотребнадзор или суд, чтобы отстоять свои права.
В соответствии с договором о реализации турпродукта, оператор в случае отказа от тура может потребовать с клиента выплату 100-процентного штрафа.
Из-за роста евро с убытками столкнулись и те туристы, которые планировали заграничную поездку самостоятельно, без помощи туроператора. Москвичка Мария Неклюдова собиралась отдохнуть этой зимой с мужем в Италии. Рассчитывали на бюджетную поездку, поэтому и занимались ее организацией сами: забронировали и оплатили гостиницу, заказали авиабилеты и машину на прокат. «Плата за гостиницу списалась с банковской карты еще по старому курсу. Тогда я выбрала оплату по более выгодной цене, но без возможности возврата денег в случае отказа от брони, – рассказывает Мария. – Вот эти-то деньги мы и потеряли, потому что в итоге отменили поездку. Посчитали, что при нынешнем курсе две недели в Европе обойдутся дороже, чем месяц отдыха в лучшем отеле в Турции».
На днях о необходимости взять под контроль туристический рынок говорила и вице-премьер страны Ольга Голодец. Ее беспокоит деятельность компаний, предлагающих турпутевки на новогодние праздники по заведомо низким ценам. Подобный демпинг, по мнению Голодец, может привести к банкротствам операторов и проблемам с возвращением россиян на родину из заграницы.
«Я очень прошу обратить особое внимание на компании, которые пытаются на демпинге пережить эти сложные структурные изменения. За ними нужен особый контроль. Сегодня все, кто предлагает за 1000 долларов съездить зимой в Египет, – это вероятность 70%, что эти люди там застрянут, и мы их будем вывозить», – цитирует РИА «Новости» Ольгу Голодец.
Подобное заявление поддерживают и крупные туроператоры, которые уверяют, что в сложившихся условиях по-настоящему «горящих» туров не будет. А вот банкротств на рынке не избежать. По словам аналитика Инвесткафе Радмира Фаттахова, в следующем году несостоятельными могут оказаться многие туристические компании. «Мы будем наблюдать банкротства турфирм, но, конечно, не в таких масштабах, как этим летом», – считает эксперт.
Фото: Фото из открытых источников