Бизнес Коллекторы махнули рукой на должников

Коллекторы махнули рукой на должников

Коллекторы потеряли интерес к проблемным заемщикам. Банки выставляют на продажу в два раза больше долгов, чем готовы приобрести профессиональные взыскатели, пишут «Ведомости» со ссылкой на аудитора Счетной палаты Андрея Перчяна. Стороны не могут найти компромисс: взыскатели не желают втридорога покупать слишком проблемные долги, а банки не готовы отдавать просрочку за предлагаемые копейки.

С начала 2014 года у россиян накопился не бывало внушительный объем задолженностей перед банками. По данным Центробанка на 1 октября, заемщики не выплатили более 600 млрд рублей, а уже через месяц эта сумма увеличилась еще почти на 50 млрд. Такого количества просрочек, возникших из-за ослабления экономики и закредитованности населения, не было в стране уже несколько лет.

Именно поэтому, по словам директора департамента по работе с просроченной задолженностью Банка Хоум Кредит Ирины Поддубной, выросли и объемы долгов, выставляемых банками на продажу. «В соответствии с законами экономики, уровень цен и объем предложения находятся в обратной зависимости. Чем больше на рынке проблемных долгов, тем ниже их стоимость, – объяснила она, добавив, что банкам такое, конечно же, не выгодно. – Мы видим спрос со стороны коллекторских агентств, однако не готовы реализовывать портфели по ценам, установившимся на рынке».

Коллекторы, в свою очередь, также не довольны ценниками на долговые обязательства и проявляют большую осторожность, выходя на сделки с банками. В первую очередь из-за неясности, как и насколько изменится в будущем платежеспособность заемщиков, которая с начала года уже упала на 20%. Отсюда – снижение доходности агентств, так как затраты коллекторов на возврат долга растут, а эффективность взыскания уменьшается. И выкупать прежние объемы долгов по старым ценам коллекторам также не выгодно.

«Если раньше у заемщика в среднем было 1-2 кредита, то сейчас этот показатель составляет 2-3 кредита, максимум может доходить до 17, – рассказывает президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева. – В таком случае обслуживать все кредиты невозможно. Все это влияет на качество портфеля и, как следствие, на его стоимость».

По словам Елены Докучаевой, банки как продают долги, так и отдают их на коммисионное взыскание – выбор способа взаимодействия с коллекторами зависит от целей каждого банка. «Кому-то важно, чтобы плохие кредиты не давили на резервы и нормативы достаточности капитала, – отмечает она. – Кому-то важно вернуть максимальное количество долгов, сохраняя проблемные активы на балансе, и в этом случае многие банки готовы доплачивать за эффективность взыскания».

Цена кредитного портфеля, уступаемого коллекторскому агентству, зависит от ряда факторов: наличия обеспечения по кредиту, типа кредитного продукта, суммы кредита и текущего срока непрерывной просрочки. Средний срок долга в портфеле в прошлом году составлял 650-700 дней, в этом – 900 дней.

Теперь кредиторы все чаще пытаются решить проблемы собственными силами, опираясь на внутренние службы взыскания. Впрочем, это касается лишь недавно возникших долгов, а в запущенных случаях продолжают работать коллекторы. Директор по развитию бизнеса «Столичного агентства по возврату долгов» Анатолий Андрюшин говорит, что спрос на услуги профессиональных взыскателей существенно вырос именно на рынке цессии (уступки прав требования. – Прим. авт.). «На рынке обычной работы по взысканию ситуация иная: банки все больше думают о создании или усилении собственной службы взыскания, делают упор на работу с ранней просрочкой, передавая в агентства уже отработанные портфели», – пояснил он.

Примечательно, что еще летом коллекторы обратились к банкам с просьбой раскрывать больше информации о портфелях – это могло бы увеличить их стоимость и долю закрываемых сделок. Однако сказать с уверенность, что кредиторы пошли на встречу коллекторам, можно будет только в начале следующего года, так, основное количество сделок приходится именно на ноябрь-декабрь. По данным «СЕКВОЙИ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», этом году 20-30% сделок так и не были закрыты, а в прошлом году такая доля была существенно ниже – 10-15%.

На сегодня структура портфеля, выставленного на продажу, выглядит таким образом: на кредиты наличными приходится около 50%, кредитные карты – 20%, POS-кредиты – 19%, автокредиты – 10%, другие – 1%. Ожидаемый объем плохих долгов в ноябре-декабре этого года составит 80 млрд рублей (за аналогичный период прошлого года – 35 млрд рублей).

Представители коллекторских агентств предполагают, что отсутствие покупателей на проблемные портфели может увеличить количество исков, поданных кредиторами в суд на должников. «Чтобы получить основание для списания долга с баланса, банкам придется пройти все судебные процедуры вплоть до получения акта о невозможности взыскания», – резюмирует Анатолий Андрюшин.

Фото: Фото с сайта Nalichka.net

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
64
ТОП 5
Мнение
«Поделить можно даже аккаунты в соцсетях»: тюменский юрист — о том, когда и зачем нужен брачный договор
Анонимное мнение
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Колонка тюменца, который отказался от энергетиков — может, и вы вместе с ним?
Анонимное мнение
Мнение
Новогодний спам: придирчивая тюменка — о том, что не так с праздничным оформлением города
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Мою зарплату откладываем, на его живем»: как жители Тюменской области формируют семейный бюджет — два примера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления