Россияне стали чаще обращаться в Роспотребнадзор с жалобами на нарушение прав в сфере финансовых услуг. За прошлый год их количество выросло на 22%, говорится в докладе «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2013 году», подготовленном ведомством совместно с компанией ФБК».
Большая часть претензий связана с деятельностью банков – на них приходится 80% всех обращений. Но в прошлом году участились жалобы и на услуги микрофинансовых и страховых компаний – в два и три раза. Ведомство объясняет рост числа жалоб на МФО значительным ростом рынка – на 77% за год. Значительная часть обращений заемщиков – это не собственно жалобы, а просьбы о реструктуризации задолженности или о разъяснении какой-либо информации по конкретной ситуации. А основная причина жалоб – «серые» кредиторы, которые не являются микрофинансовыми организациями, их деятельность не регламентируется законодательством, пишет «Российская газета».
Что касается жалоб на банковские услуги – это и жалобы на действия коллекторов, и ошибки БКИ – из обращений по поводу банков около 70% касаются кредитов. Самые распространенные претензии – это навязывание дополнительных услуг, в первую очередь страхования. Регулярно встречаются и случаи взимания необоснованных комиссий.
«Есть серьезная проблема – комиссия банка за оформление добровольной страховки, – отметил председатель правления Общероссийской общественной организации потребителей Виктор Майданюк. – Сначала клиента уговаривают застраховаться, он соглашается, платит деньги, а потом обнаруживает, что половина или даже больше половины уплаченной им суммы уходит не на страховую услугу, а на комиссию банка за ее оформление».
Из некредитных услуг чаще всего проблемы возникают у владельцев банковских карт, рассказал Виктор Майданюк. Это, как правило, несанкционированные списания в связи с техническими ошибками или действиями мошенников. Правда, в последнее время, по словам эксперта, число таких обращений сократилось, кроме того, в этом году пока все подобные споры решались без судебного разбирательства.
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА