Федеральная антимонопольная служба (ФАС) занимается контролем соблюдения антимонопольного законодательства госзакупок, коммерческой рекламы и всех торгов, которые касаются любых представлений ресурсов государству. Кроме того, ФАС в 2006 году создала единую электронную систему госзакупок. В настоящее время российское информационное сопровождение размещения госзаказов является одним из лучших в мире, а наработанный в этой сфере опыт организации электронных торгов уже активно перенимается зарубежными странами, например Бразилией и Мексикой. О создании этой системы, об эффективности ее работы, проблемах и грядущих изменениях рассказал руководитель ФАС России Игорь Артемьев.
– Как появилась ныне действующая система госзакупок?
– В 2005 году, когда писался федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», самые главные возможности, которые нужно было внедрить в практику госзакупок и добавить высокий уровень прозрачности, – это телекоммуникации. Тогда мы задумались о том, что, в принципе, было бы очень хорошо сделать такой закон, который сохранил бы уже сложившиеся традиции и возможности во всех администрациях, но при этом был соединен с самыми современными технологиями.
Очень важно, что, работая над этим законом, мы не стали копировать какие-то образцы аналогичных систем госзакупок в Европе или в Северной Америке, или в Латинской Америке, а пошли своим путем. Очень многие страны Евросоюза и США создали очень сложную федеральную контрактную систему, которая сегодня очень медленно эволюционирует. А вот Южная Корея в 2002 году внедрила телекоммуникации первой. Они просто перевели все свои госзакупки в электронное пространство и сделали первые электронные аукционы. Сделали они это настолько хорошо, что в 2004 году ОЭСР признала ее лучшей централизованной системой государственных закупок в мире.
Но в 2006 году мы об этом даже не знали. Мы просто понимали, что если ничего не изменить, то будет все как прежде, когда никто не знал о том, что проходит тендер, в итоге приходила одна компания, она же побеждала, и все уходило по начальной цене. Не было конкуренции. В итоге мы сделали по-своему и даже лучше. Сегодня мы имеем систему госзакупок, которая, в принципе, нигде в мире больше не существует: огромная страна, и все органы федеральной и муниципальной власти вывешивают свои оферты по поводу своих закупок на одном сайте. Это и называется единым экономическим пространством.
– Как вы оцениваете работу сайта для размещения информации о госзаказах (Zakupki.gov.ru) сегодня?
– Этот сайт работает уже два года, и за это время реализованы очень важные возможности для предпринимателей. Например, поисковая система. Если вы выступаете в качестве заказчика, то вы набираете наименование своего товара или услуги в поисковой строке и ищете: где кто и по какой цене его предлагает. Есть очень полезная функция для подрядчиков, она заключается в том, что если ты производишь какое-то оборудование и хочешь его продать, то ты можешь написать о нем в своем личном кабинете и повесить на сайте. Если кто-нибудь когда-нибудь пожелает купить этот прибор, то вам придет сообщение. Ну и главное, он дает возможность предпринимателям малого и среднего бизнеса участвовать в электронных аукционах.
Ежедневно на общероссийском сайте фиксируется 150 тысяч обращений. Размещается 10 тысяч новых извещений, и заключается 10 тысяч новых контрактов. Количество выданных электронных подписей – более одного миллиона, а количество заказчиков на сайте превзошла отметку в 213 тысяч. Так, всего за шесть лет совокупная экономия бюджетов составила более 1,448 триллиона рублей, что открывает новые возможности по приобретению необходимых товаров, а также строительству инфраструктуры. К слову, у нас Фонд национального благосостояния меньше.
– Расскажите о работе электронных аукционов?
– В России проводится каждый день 5,5 тысяч электронных аукционов. Такой практики не имеют ни европейцы, ни американцы. Такой системы не было, но наши программисты и технари смогли это сделать. Теперь мы хотим внедрить электронные конкурсы. Не надо будет ни жюри, ни конвертов. Садишься за компьютер, открываешь личный кабинет, и в одно мгновение открыли цены, и все видят, кто победил. Вот это я считаю 21 век.
Но вернемся к аукционам. Особенность электронного аукциона заключается в том, что заказчик до завершения торгов не знает, кто в них участвует. Большим преимуществом реализации госзаказа является максимальное сокращение возможностей для заключения картельного сговора на торгах между участниками, участниками и заказчиками. Любой предприниматель, обладающий электронно-цифровой подписью, может принять участие в электронных торгах. Но есть и проблемы: более 50% аукционов и конкурсов все же не состоялись, так как пришел один или вообще никого. Это беда реальной конкуренции в нашей стране.
– Каким способом на сегодняшний день удалось привлечь к госзакупкам представителей малого и среднего бизнеса?
– В свое время проводились опросы, которые выявили необходимость маленьких лотов. Ведь все скупают большие компании, которые открывают ногой дверь в высокие кабинеты. А должна быть конкуренция. И для того, чтобы это сделать, нужно было определить, откуда должен начинаться маленький лот, чтобы его смогли купить маленькие и средние компании, за которыми будущее.
И было принято решение – до 15 миллионов рублей. То есть большие заказы должны дробиться на составляющие. Предусмотрена и ответственность за недробление заказчиками лотов в интересах малого бизнеса в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей. Это означает, что если предприниматели решили научиться этому делу, если они взялись за это, если они готовы получать эти лоты, то они могут это сделать, так как преимущество в данном случае получают представители местного предпринимательского сообщества. В 2012-м 1,1 триллиона рублей были проданы на аукционах лотами меньше, чем 15 миллионов рублей.
– Какие новшества скоро появятся в едином экономическом пространстве нашей страны?
– Начиная с 1 января этого года произойдут очень важные изменения с сайтом для размещения информации о проведении торгов. Этот сайт тоже является общенациональным. Если сайт Zakupki.gov.ru рассказывает о том, что государство покупает, то сайт Torgi.gov.ru рассказывает о том, что государство продает. Имущество, конфискат, вещественные доказательства с истекшим временем хранения и так далее. Вы не задавали себе вопрос, где все это? Где квартиры, которые были конфискованы у жуликов? Где таможенный конфискат? Во-первых, все это идет мимо бюджета. А во-вторых, это должно быть представлено в открытых процедурах. Например, важна доступность информации о том, как и за сколько сдаются в аренду офисы, где есть государственное имущество. Сейчас с 1 января регионам придется его заполнять: всю программу приватизации, аренду и так далее.
– Какие изменения в законодательстве ждут нас в ближайшем будущем и, самое главное, ожидать ли изменений в федеральном законе №94-ФЗ?
– В сентябре прошлого года нашей службе и Минэкономразвития России удалось прийти к единому знаменателю, и теперь у нас практически нет принципиальных разногласий по проекту закона «О федеральной контрактной системе». Новый текст законопроекта о ФКС более комплексный, и его принятие позволит решить имеющиеся проблемы системы госзаказа, сохранив достигнутые положительные результаты. Сейчас закон находится на обсуждении в Госдуме. Готовятся поправки ко второму чтению законопроекта в парламенте.
Так что одним из важных шагов в этом направлении станет переход на федеральную контрактную систему. Уже в январе этого года должен быть принят новый федеральный закон, регулирующий закупки для государственных и муниципальных нужд, который придет на смену действующему №94-ФЗ. Он предусматривает становление новых требований при размещении заказа, совершенствование механизмов финансового обеспечения контракта, а также вводит процедуру досрочного расторжения контракта по инициативе заказчика.
Также сейчас на повестке дня вопрос о том, как сделать более прозрачной и понятной систему организации закупок в естественных монополиях и госкомпаниях, как наладить общественный контроль за этими закупками и как вообще навести порядок в этой сфере.