Бизнес ЧелГУ и ОАО «Уралсвязьинформ» создают уникальную школу подготовки IT-специалистов

ЧелГУ и ОАО «Уралсвязьинформ» создают уникальную школу подготовки IT-специалистов

Андрей Мельников: «Что определяет лицо любого учебного заведения? Конечно, преподаватель! А славу вуза составляют ученые!» Он говорит это о тех, кто учил его. О тех, кто учит молодежь сегодня. И о тех, кто будет учить ее завтра. И эти же слова можно сказа

Андрей Мельников: «Что определяет лицо любого учебного заведения? Конечно, преподаватель! А славу вуза составляют ученые!»

Он говорит это о тех, кто учил его. О тех, кто учит молодежь сегодня. И о тех, кто будет учить ее завтра. И эти же слова можно сказать про него самого: талантливого ученого, увлеченного исследователя, мудрого руководителя и – красивого, обаятельного мужчину. О высшем образовании, высоких технологиях, электронном обучении и многом другом мы беседуем с проректором ЧелГУ по научной работе, доктором технических наук, профессором Андреем Витальевичем Мельниковым.

Андрей Витальевич, знакомство принято начинать с корней. Вы ведь родились не в Челябинске?

– Я родился в Екатеринбурге, можно сказать, в Уральском политехническом институте, в так называемых профессорских корпусах. Родители мои – люди науки. Отец был основателем и первым деканом радиофака. Когда мне было шесть лет, папу пригласили на должность ректора Челябинского политехнического института, и наша семья переехала в Челябинск. Здесь я вырос, выучился, остепенился. (Смеется.)

Получается, у вас в профессиональном плане и выбора особого не было: только в науку! Или?..

– Ну почему же, в детстве я мечтал и космонавтом стать. Если же говорить о сознательном возрасте, то собирался поступать в новосибирский университет на специальность «экспериментальная физика». Но родители к этой идее отнеслись без энтузиазма, и я первый раз в жизни пошел у них на поводу, остался в Челябинске, о чем в итоге ни единой минуты не пожалел! В 1973 году поступил на приборостроительный факультет ЧПИ, на довольно интересную специальность, как я ее условно называю «ничего обо всем и все ни о чем» – «автоматика и телемеханика».

Но поступали «с прицелом» в науку – аспирантура, диссертация?

– Нет, конечно. Мне было просто интересно. Тем более что на тот момент, как многие мальчишки, любил возиться с паяльником, много чего собирал – от приемников до радиоуправляемых моделей. Ну а дальше… Согласитесь, основа любого образования – это конкретный педагог. Я – счастливый человек, мне повезло встретиться с целой плеядой людей, преподавателей, ученых, которые создавали славную историю челябинской, да и российской науки. Один из первых, с кем я познакомился, будучи студентом второго курса, был заведующий кафедрой электронно-вычислительных машин Рудольф Петрович Чапцов. Благодаря ему состоялось мое знакомство с компьютерами, которое, как впоследствии оказалось, существенным образом определило мою жизнь. Я стал его аспирантом, а затем и преемником на заведовании кафедрой. Кандидатскую диссертацию я писал по теме «Системы автоматизированного проектирования». В то время это была очень популярная тематика. С нее фактически началась моя работа в области создания систем с искусственным интеллектом, и, можно сказать, ей я посвятил всю свою жизнь.

Насколько продвинулась эта работа со времени защиты вами кандидатской до сегодняшнего дня?

– Первые модели, которые мы создавали, по нынешним меркам были способны не на многое: они подбирали варианты решения задачи из ряда решений, заложенных в их памяти. По принципу сепаратора: пропускали массу информации, из которой «отжимали» самые «сливки». Сегодня же компьютеры умеют не только распознавать документы, статьи, публикации, но и самостоятельно извлекать оттуда информацию о вариантах решения. Другими словами, мы научили машину не просто перебирать и сортировать информацию, но самостоятельно анализировать ее и делать выводы.

Именно в рамках этих разработок вы перешли из ЮУрГУ в Челябинский государственный университет?

– Ну, это если упрощенно. На самом деле главной мотивацией было мое желание попробовать себя на достаточно высоком уровне управления высшей школой, в качестве проректора. А также в реализации инновационных проектов, которые находятся уже в области практического применения знаний.

Например?

– Например, одна из таких интересных задач, которую мы решили с коллективом ЧелГУ, – уникальная корпоративная информационная телекоммуникационная сеть. На сегодняшний день университет географически весьма рассредоточен: у нас десять корпусов. Управлять ими, да и просто вести работу в постоянном взаимодействии – мероприятие сложное и ресурсоемкое. Именно эту задачу успешно решает телекоммуникационная сеть, в которую мы объединили все корпуса. Университет имеет свою телефонную станцию. Внутри вуза связь осуществляется по IP-телефонии. Все наши подразделения связаны телефонной и высокоскоростной оптоволоконной сетями. В настоящее время заканчивается внедрение системы электронного деканата, которая обеспечивает контроль за всеми обучающимися. То есть в любой момент времени я в режиме онлайн могу получить информацию об успеваемости любого студента, как он сдал сессию, есть ли у него задолженности. Существуют также и другие проекты…

Расскажите о самом последнем?

– Все знают, что в этом году вводится закон о защите персональных данных. Так вот, мы разработали и запустили в университете так называемый защищенный сегмент данных. Суть в следующем: подразделения сети, по которым проходит персональная информация, связаны через специальные средства защиты, обеспечивающие ее полную конфиденциальность.

Впечатляет. И радует, что научная составляющая в ЧелГУ занимает одно из приоритетных мест. Но ведь это не исключает дальнейшего развития? В каком направлении вы как проректор по научной работе видите движение вперед?

– Основу классического университета в первую очередь составляют признанные ученые целого ряда направлений, академики и члены-корреспонденты. Кроме маститых ученых, у нас есть и талантливая молодежь. И они, вступая во взрослый мир науки, сталкиваются с серьезными проблемами. Исходя из этого, задачи, которые должен решать проректор в классическом вузе, я вижу следующие.

Во-первых, это создание условий для успешного старта молодежи. Ведь когда человек уходит в аспирантуру он начинает во многом отказывать себе, семье, потому что он занимается наукой, которая, прямо скажем, не приносит дохода. Цель руководителя, проректора – помочь преодолеть этот барьер. В этом смысле очень серьезным достижением считаю созданный нами в нынешнем году Фонд поддержки молодых ученых. Теперь наша научная молодежь может рассчитывать не только на внешние гранты, но и на внутренние. Это огромное подспорье!

Во-вторых, помощь в выборе приоритетного направления, под которые государство дает деньги. Эти направления периодически меняются, например, сейчас это нанотехнологии. Ну и, в третьих, проректор по научной работе, на мой взгляд, должен уметь найти науке практическое применение, проще говоря, объединить науку и жизнь, поставить первую на службу второй. Тогда и наука, и сами ученые, а значит, и вуз, будут двигаться вперед, развиваться.

И снова о развитии. В прошлом году вы на базе университета создали Институт информационных технологий, и даже кризис вам не помешал. Расскажите, как вообще этот проект родился?

– Снова вернусь к роли преподавателя в системе образования. Причем не только преподавателя настоящего, но и будущего. Для успешного развития вуза должно происходить постоянное накопление опыта, кадрового потенциала. Я всегда много занимался и занимаюсь аспирантами, сейчас у меня их восемь человек. Так что одной из мотиваций для создания института стало именно осознание того, что накопился необходимый кадровый потенциал. Мы воспитали ребят, которые уже готовы передавать знания другим поколениям. Еще одним существенным толчком стало предложение компании ОАО «Уралсвязьинформ», которая на сегодняшний день является нашим стратегическим партнером, заключить долговременное партнерское соглашение и отстроить систему подготовки специалистов. Дело в том, что компания столкнулась с такой вполне объективной проблемой как нехватка специалистов высшей квалификации. IT-специалисты на сегодняшнем рынке – это своеобразная привилегированная каста, по зарплате они дороже профессора! Сложив все составляющие, добавив наработанные Челябинским государственным университетом связи, мы смогли выстроить систему уникальной подготовки специалистов области информационных технологий.

В чем же ее уникальность?

– Я бы выделил следующее. Первое – технология проектного обучения. 2 марта у нас прошел семинар вместе с техническими специалистами «Уралсвязьинформа», на котором мы собрали студентов-старшекурсников, а также ведущих преподавателей и в течение целого дня разбирали современные тенденции, технологии и архитектурные решения в области проектирования сетей, коммуникаций и так далее.

Даже я, работая более 30 лет в области сетей, многие вещи открыл для себя с нуля. Все потому, что мы все-таки ученые и в какой-то степени оторваны от реальных отношений, от жизни. Совместная работа со специалистами-практиками дает возможность выйти на конкретные задачи. Наши студенты, получая теоретические знания в вузе, будут проходить практику в структурных подразделениях ОАО «Уралсвязьинформ», а лучших из них ждет работа в центральной лаборатории сетевых технологий компании. Это опытно-экспериментальный комплекс, в который компания «Уралсвязьинформ» вложила деньги, сравнимые, наверное, с годовым бюджетом нашего университета. Для подготовки топовых специалистов это очень важно!

Будущий специалист может сколько угодно слушать лекции о том, что такое, например, маршрутизатор, генератор сетевой нагрузки или межсетевой экран, но, если он не построил самостоятельно определенную сеть, не почувствовал это своими руками – нельзя говорить о его профессиональной компетенции.

Вторая составляющая уникальности нашей системы – электронный университет. Вообще мы живем в очень интересное время, в том смысле, что сейчас меняется парадигма информационного общества. Так вот информационно-коммуникационные технологии добрались, в конце концов, и до системы образования.

А это означает крупные реформы в системе образования?

– Наша классическая модель, когда профессор в аудитории читает лекции, а потом проводит семинар, а позже экзамен – уже вошла в противоречие с потребностями современного общества. Хрестоматийный пример: в области информационных технологий скорость развития на сегодняшний день такова, что лекции, прочитанные на первом курсе, устаревают к третьему, не говоря уже о дипломе. Другими словами, если мы учим конкретным технологиям, то априори они «отомрут» ко времени окончания вуза. Возникает вопрос: зачем тогда мы учим?

Современные компьютерные сети, информационно-коммуникационные технологии сегодня фактически создают электронную информационно-образовательную среду. Так почему этим не пользоваться? Вот мы и поставили виртуальную реальность на службу науке и обучению. В результате лекцию с равным успехом могут слушать наши студенты, которые сидят в аудитории в главном корпусе ЧелГУ, те, что находятся, например, в Озерске или Екатеринбурге и даже в Салехарде. Причем у всех качество доступа к информации будет совершенно одинаковое. Преподаватель их слышит, отвечает на их вопросы, дискутирует с ними.

И, наконец, третья составляющая. Мы не собираемся отказываться от классического фундаментального образования. Особенно на младших курсах. Таким образом, модель, которую мы собираемся реализовать, будет выглядеть следующим образом: младшие курсы – это фундаментальное образование, которое действительно не стареет, имеет элементы классики, позволяет получить базовые знания. С третьего курса начинается приобретение практических навыков, что позволяет получить необходимый для работы в выбранной предметной области уровень подготовки.

В прошлом году в институте обучались только на заочной форме, в нынешнем появилось дневное отделение…

– В прошлом году был первый шаг. Но нормального полноценного факультета без очной формы быть не может. Не секрет, что заочная форма в первую очередь предназначена для людей, которые уже работают, и для них обучение – это в определенной степени приобретение новой квалификации практического плана...

Если сейчас образовательный процесс будет постепенно уходить в интернет-реальность, не отпадет ли вообще надобность в аудиториях, помещениях?

– Ни в коем случае! На дневном отделении мы планируем совмещать и классическое, и дистанционное обучение, за счет чего предполагаем увеличить объем аудиторных занятий, непосредственно связанных со специальностью. Это очень важно, особенно для старшекурсников. Не секрет, что к 3-4 курсу минимум половина студентов начинают работать. Значит, пропускают занятия. Что в таких случаях делали предыдущие поколения? Брали конспекты, ксерокопировали и потом судорожно готовились к экзамену. Сейчас есть возможность войти в Интернет, открыть пропущенную лекцию и прослушать ее. Более того, тут же через электронную почту или интерфейс системы «Электронный университет» задать вопросы и получить на них ответы. То есть вовлеченность в процесс обучения, эффект присутствия сохраняется.

Сколько абитуриентов планируете принять в новом учебном году?

– На дневное отделение число мест, конечно, ограничено. Дело в том, что очная форма очень трудоемка, и мы стараемся очень избирательно подходить к абитуриентам. Все-таки высокие технологии – не для случайных людей. Поэтому на бюджетные места по очной форме обучения мы планируем набрать 20 человек по направлению «бизнес-информатика», 20 – на «информационные технологии» и такое же количестве «контрактников» на каждое направление. Одновременно будет заочная форма обучения, в наших планах здесь – 500 студентов.

За последние три года высшие лица государства выступили с программными заявлениями, которые определяют приоритет в области информационных технологий. В том числе и для системы государственного управления РФ. Как вам кажется, интересной, жизненной окажется такая инновация, как «электронное правительство»?

– Идея электронного правительства, с которой выступил наш президент, призвана разорвать бюрократическую круговую поруку. Потому мы активно подключились к реализации данного проекта. На заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества были определены четыре задачи, которые необходимо решить для успешной реализации проекта по созданию «электронного правительства»: определение единых подходов к переходу на оказание услуг в электронном виде, приведение нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями современного общества, преодоление цифрового неравенства регионов, устранение дефицита квалифицированных кадров среди государственных и муниципальных служащих.

Задачу нашего университета, мы, в первую очередь, видим в создании эффективной системы подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих в области информационных технологий. Другими словами, не надо менять наших чиновников, нужно сделать из них «продвинутых пользователей».

Челябинский государственный университет готов предложить для достижения данной цели свою информационно-образовательную среду «Электронный университет», которая позволит проводить обучение на рабочих местах через сеть Интернет. Чиновники – люди занятые. Ну согласитесь, отправить сотрудников, скажем, налоговой инспекции на два месяца обучения – это проблематично. Мы же предлагаем организовать образовательный процесс без отрыва от производства. Причем в обучении мы стремимся не только донести информацию до того или иного служащего, но и проконтролировать уровень его знаний. При этом весь этот процесс происходит при минимальных затратах, как временных (выделить на обучение час-полтора в день – это реально), так и финансовых. В итоге красивая идея становится реальным проектом. В настоящее время этот самый проект мы планируем представить на уровне Уральского Федерального округа.

Институт информационных технологий ЧелГУ, Челябинский государственный университет:
454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129;
Web: Iit.csu.ru, e-mail: iit@csu.ru, тел: (351)799-72-88.

Наталья ДЕГТЯРЕВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Две королевы в тюрьме «мужского мира». В Тюмени покажут драму по пьесе Шиллера — стоит ли ее смотреть
Анонимное мнение
Мнение
«Прекратите транслировать больные убеждения». Тюменка — про женщин, которые не могут жить без скандалов
Анонимное мнение
Мнение
«Где то мерило, достаточно ли ты хорош?»: тюменский акушер-гинеколог — о темной стороне достигаторства
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления