Мы постоянно следим за ценами на бензин на разных заправках. Они растут с завидным постоянством, впрочем как и остальные продукты и непродовольственные товары. Сломается ли эта тенденция в 2025 году? Поговорили с экономистами, которые предсказали, что будет со стоимостью топлива в следующем году и какие факторы на это повлияют.
Рост будет?
На этот вопрос опрошенные редакцией эксперты ответили однозначно: да, будет. Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков задет несколько иной вопрос.
— А сможет ли правительство удержать их в уровне инфляции? Это негласное некое правило, которого придерживается правительство. Оно ставит себе некую цель, что цены пусть растут, но не выше, чем инфляция. Посмотрим, удастся ли в 2025 году достичь этой цели. Вот сейчас интрига, какая будет в итоге инфляция, какой будет в итоге рост цен именно на бензин по итогам года. Сейчас они идут прямо на грани, — рассказывает эксперт.
По данным Юшкова, рост стоимость бензина за 11 месяцев была выше уровня инфляции, то есть эта некая цель не была выполнена. Но сейчас произошел скачок и об итогах нужно будет говорить в конце года.
Иван Вилков, кандидат экономических наук из ТюмГУ, в беседе с корреспондентом 72.RU сделал предположение, на сколько вырастут цены на бензин в следующем году.
— Думаю, что рост, конечно, будет. Но вопрос «на сколько?» — основной. Я не жду всплеска цен на бензин. Стоимость топлива поднимется на 5–10%, все-таки инфляция в следующем году будет поменьше, — говорит экономист.
По его словам, у правительства есть хороший рычаг на то, чтобы ограничить рост цен, — это ограничение на экспорт.
— То есть как только цены начинают сильно расти, они вот этот ресурс используют и цены немного прибивают, — считает Вилков.
А какие причины?
Причин роста цен на бензин сразу несколько. Иван Вилков выделяет три главных.
— Думаю, что будет нехватка персонала на рынке труда. Значит, будут расти зарплаты рабочих в этой сфере. Также есть фактор атак на нефтеперерабатывающие заводы со стороны Украины. Беспилотники становятся всё более дальнобойными, поэтому нельзя исключить и техногенный фактор, когда немного соотношение спроса и предложения поменяется. Ну и третий — повышение налогов для компаний, — считает эксперт.
Факт повышения налоговых ставок как влияние на цену бензина отмечает и Юшков. Он также обращает внимание на то, что в стоимость топлива закладывается около 80% налогов, сборов и акцизов. Последние вырастут на бензин и дизельное топливо на 14% и 16% соответственно, но это не значит, что именно на такую сумму вырастет литр бензина.
— С 1 января растет акциз на топливо, а он перекладывается на конечного потребителя. И это некий стимул роста цен на топливо, — рассказывает Юшков.
Также он выделяет еще один фактор, из-за которого цены на бензин поползут вверх. Это механизм демпфера, который существует в России.
Демпфер — это специальный механизм, который помогает сдерживать цену в России на топливо. Его суть в том, чтобы доплачивать нефтяникам, если экспортные цены превышают внутренние.
— Настораживает постоянно возрастающий объем выплат по демпферу. Если будут проблемы с дефицитом бюджета, то Минфин может вернуться к своей идее сократить выплаты нефтяникам. Такое было в 2023 году. Тогда компании закладывали это сокращение в стоимость топлива. То есть получается так: если нам не компенсирует затраты государство, то мы доберем с рынка. И это сильно давило на цены. Но в итоге правительство пересмотрело сокращение выплат, ситуация нормализовалась, — рассказывает Юшков.
С ценами разобрались. А дефицит будет?
Мы попросили наших экспертов дать ответ, будет ли дефицит топлива на рынке в 2025 году, и это может еще подтолкнуть цены вверх. Они единогласно ответили, что такого быть не должно, несмотря на различные факторы.
— Невозможен ли дефицит топлива в России? Тут скорее надо говорить о каких-то вероятностях. Бензином страна себя обеспечивает, — считает Вилков.
Игорь Юшков обращает внимание на то, что государство дважды вводило превентивные меры в прошлом, когда мог быть физический дефицит и ограничивало его экспорт.
— Дефицита, в общем, у нас и не было. У нас производится бензина столько, сколько и потребляется, и то около 10 процентов уходит на экспорт. Опять же, когда были риски, то договаривались с белорусами, что они могут прислать дополнительные объемы, — рассказывает Юшков.
А что с ценами на газомоторное топливо? Они тоже растут. Из-за чего — читайте в материале.
Заметили ли вы рост цен на бензин?