![](https://n1s1.hsmedia.ru/90/80/43/908043c4352cc833d3413b61ee3d0046/656x438_1:5523_7ce94a29ade7365952035d6b8af3c370@1280x854_0xzzfkISCI_9157522736765394702.jpg.webp)
Автомобильные марки одна за другой объявляют о приостановке производства или отгрузки машин дилерам. В частности, об этом сообщили Skoda, Volkswagen, Hyundai, General Motors, Renault, Mitsubishi, Chery и Volvo. Но официальные объявления — лишь вершина айсберга. Мы поговорили с дилерами и автоэкспертами, а заодно изучили новые прайс-листы, и впечатления шокирующие: авторынок переживает нечто вроде агонии.
Проблема № 1: остановлены продажи
Большая часть дилеров встала на паузу, например нам не удалось купить из наличия Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Lada Vesta, Renault Duster, Toyota RAV4 и еще ряд моделей. В некоторых автосалонах машин нет физически, а заказы в производство принимаются без определенных сроков поставки и без фиксации цены. Она, по словам менеджеров, уже в ближайшее время может возрасти минимум на 30% относительно диковатого нынешнего прайса (о нём ниже). В других салонах машины есть, но дилеры не отдают их клиентам, потому что ждут новых цен от импортеров. Когда именно они появятся, неизвестно.
Вот, например, результат обзвона челябинских дилеров, а вот рассказ о ситуации в Новосибирске.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/09/3b/de/093bdeed52bb8c32a26a525230d96962/656x438_1:5523_dd9e117d2411825f786df9ccbe06cedf@1280x854_0xDkTA7RTA_8034524404029173540.jpg.webp)
Проблема № 2: стоимость ушла в стратосферу
Нам удалось застать несколько машин в наличии, но от цен темнеет в глазах. Например, самый доступный Hyundai Solaris стоил 1,53 млн рублей, а в салоне Kia предложили модель Rio X-Line за 1,825 млн рублей, что почти на полмиллиона выше официального прайс-листа (в его докризисном виде).
В одном из автосалонов Toyota сообщили, что машин в наличии нет, а цены на популярный кроссовер RAV4 в начале марта увеличились на 500 тысяч рублей: теперь базовая версия на механике стоит от 2,737 млн рублей. В феврале такая машина обошлась бы в 2,209 млн.
АВТОВАЗ планировал поднять ценники с 1 марта 2022 года, но речь шла о стандартном повышении на 10–20 тысяч рублей. Однако изменившаяся ситуация вынудила российского производителя скорректировать цены значительно сильнее. Lada Granta подорожала на 86 тысяч и стоит теперь минимум 685 тысяч, а цена Lada Vesta возросла сразу на 170 тысяч рублей: базовая версия впервые преодолела планку в миллион рублей (теперь от 1,033 млн). Топовые «Весты» перевалили за отметку 1,5 млн, и всё это без учета возможных дилерских накруток.
Сильнее всего подорожал Largus, который по сути является иномаркой (Dacia Logan MCV): его цена выросла на четверть миллиона рублей — до 1,077 млн. Чуть меньше прибавила другая вазовская иномарка, Lada XRAY, которая теперь стоит от 1,009 млн.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/2a/aa/9e2aaa308706f1ba06148ca1161cf984/656x369_1:5523_f39bb389fa3704d815f47ce7cd173710@1280x720_0x6zEtjHpo_1671830096791479563.jpg.webp)
Место ушедших займут китайцы
Пока все аналитики крайне аккуратны с прогнозами, потому что масштаб и длительность нынешнего кризиса непонятны. Эксперты подчеркивают, что пока ни одна марка не объявила о полноценном уходе из России или закрытии заводов, и нынешние сложности связаны с двумя основными причинами: неопределенностью с курсами валют и сбоями доставки компонентов на автозаводы. При этом риск ухода отдельных марок, особенно связанных с США, возможен. Насколько это болезненно для России?
— Не слишком болезненно, потому что за последние восемь лет изменилась ситуация на рынке, — считает аналитик автобизнеса Александр Рулевский. — Место ушедших просто займут китайцы, которые выпускают сегодня огромное количество самых разных машин и по качеству, и по цене. И даже если они пока не дотягивают до большой немецкой тройки, люксовые «китайцы» уже не так далеки от этой планки, как они были, например, десять лет назад. И для западных производителей угроза со стороны китайцев является сдерживающим фактором, потому что они понимают: потом выдавить китайские машины с российского рынка будет нереально.
Что касается лихорадочного изменения цен, Александр Рулевский считает ситуацию временной:
— Последствия будут. Но вопрос в том, насколько долго продлится военная операция: если это 10 дней, то, думаю, за 3–4 месяца всё устаканится, доллар отыграет повышение и смотреть на текущие курсы в разгар кризиса не стоит. Кроме того, есть всё те же китайские производители, которые сейчас концентрируются в сегменте среднеценовых автомобилей, но ничто не мешает им выйти и в более дешевые ниши и обеспечить массовый сегмент.
Будет ли массовое бегство автобрендов?
Эксперты склоняются к мысли, что массового исхода пока ждать не стоит, но рынок могут поставить на паузу. Руководитель пресс-службы агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов уверен, что ситуация будет меняться постоянно.
— Пока нельзя исключать того, что ряд европейских брендов приостановит поставки автомобилей на наш рынок, — считает он. — Это будет консолидированным решением в рамках санкций со стороны ЕС. А дефицит комплектующих может усилиться еще и из-за нарушения логистических цепочек.
При этом автомобильный рынок и так переживал крайне непростой период из-за микропроцессорного кризиса, который во второй половине 2021 года вылился в кризис поставок. В результате многие модели, включая Lada Granta, попали в разряд дефицита, а цены выросли на рекордную величину. Сейчас эти тенденции почти наверняка усилятся.
Коммерческий директор мультибрендовой группы компаний «Регинас» Сергей Попов считает, что цены будут плавно отыгрывать кривую роста курсов валют.
— Возможно, отдельные бренды ограничат поставки автомобилей в Российскую Федерацию, также не исключена приостановка продаж автомобилей в связи с непониманием нового валютного коридора и, соответственно, стоимости следующей партии, — объясняет он.
Заместитель главного редактора издания «За рулем» Никита Гудков сказал, что пока ситуация слишком неясная, чтобы строить прогнозы, но ускорение роста цен на автомобили, по его мнению, неизбежно.
— Авторынку предстоит адаптироваться к новым экономическим реалиям — взаимодействие со многими зарубежными партнерами вынужденно приостановлено, ряд автопроизводителей объявил о временной приостановке поставок машин. Следствием может стать затяжной дефицит на российском авторынке, перебои в цепочках поставок, рост цен. Вывод некоторых новых моделей на российский рынок может быть отложен. Конечно, наибольшие проблемы возникнут с западными автопроизводителями. Китайские автобренды в текущих условиях, вероятно, находятся в более выигрышной ситуации. В целом на ситуацию на авторынке будут влиять курсы валют, ключевая ставка ЦБ, поставки новых автомобилей и комплектующих, на которые оказывает воздействие общая политическая ситуация в том числе, — прокомментировала агентству АВТОСТАТ директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова.
Дополнительное давление на автомобильный рынок, по мнению специалистов, окажет удорожание автокредитов, связанное с двукратным увеличением ключевой ставки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/ed/82/b5ed82902ef92af97df757eb48e5f0f9/656x462_1_a89131e21ddb799f2735ce8d3d69ab22@907x638_0xSrt0saoR_3957473480598854317.jpg.webp)
Автопром подкосят санкциями
Помимо валютных всплесков, эксперты обращают внимание на возможность прямого влияния санкций на развитие российского автопрома. Александр Рулевский считает, что под запрет могут попасть конкретные компоненты или технологии, а также ряд важных комплектующих.
— Но, опять же, есть Китай, и он готов заместить тех, кто уйдет, — добавляет он. — Кстати, про Китай знающие люди говорят следующее: договариваясь о сделке, там не нужно спрашивать, сколько стоит. Китай готов выпускать и дешевое, и дорогое. Нужно задать планку качества, и уже от этого будет зависеть цена, поэтому китайские детали давно перестали быть синонимом товаров низкого качества.
При этом ряд технологий являются патентованными или лицензионными, поэтому в отношении некоторых узлов западные обладатели прав могут потребовать от китайских производителей остановить экспорт, оставив только полулегальные копии.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин подчеркивает, что санкции уже начинают накрывать российский автопром.
— Daimler AG, имеющий 15% в КамАЗе, отказывается от сотрудничества (по данным Handelsblatt), — объясняет он. — Шаг ожидаемый: контроль в КамАЗе имеет госкорпорация «Ростех», находящаяся под западными санкциями. Аналогичный процесс ждет и АВТОВАЗ: там контроль над 67,6% имеет Renault-Nissan, но доля «Ростеха» в российском совместном предприятии «Лада Авто Холдинг» составляет 32,4%.
Аналогичные проблемы, по его мнению, возможны и у ряда производителей компонентов, которые имеют СП с «Ростехом», например ZF и Knorr-Bremse.
— Список большой, — добавляет он. — Важно, что российские автозаводы используют западные платформы и технологии для выпуска моделей.
Еще в доковидные времена российский автопром отказался от разработки собственных платформ, и модели вроде Granta, Vesta и Patriot доживали свой век (по крайней мере, таков был план).
— Формат прекращения сотрудничества пока неясен, — продолжает Антон Шапарин. — Как будут поступать Daimler, Renault-Nissan, ZF и остальные, увидим уже в ближайшее время, но для российского автопрома это, конечно, серьезные удары. Локализация западных технологий в условиях отсутствия собственных разработок (не считать же поделки НАМИ чем-то заслуживающим внимания) — единственно возможный путь. Однако неясно, продолжится ли выпуск компонентов и автомобилей из этих компонентов на российских заводах.
Недавно стало известно, что АВТОВАЗ не планирует выпускать новое поколение Lada Granta: ее должна была заменить модель на французской платформе. Сложности с покупкой машины чувствовались уже с начала года.