RU72
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Тюмени
Погода-6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -11

4 м/c,

ю-з.

756мм 100%
Подробнее
3 Пробки
USD 102,34
EUR 106,54
Авто Группа разбора спецпроект Группа разбора: показываем «зимние» ошибки водителей на примере недавних аварий

Группа разбора: показываем «зимние» ошибки водителей на примере недавних аварий

Зимние аварии эффектны, потому что им предшествуют пируэты машин

Зимой заносы возникают в разы чаще, чем летом
Источник:

Рецепт зимних ДТП очень прост: нужно ездить как летом, резко и самовлюблённо, и всё рано или поздно случится. В сегодняшней подборке аварий — классические зимние ДТП, три из которых привели к тяжёлым травмам участников.

Nissan Wingroad раскачало в повороте

Видео: камеры компании «Интерсвязь»

Эта авария произошла в Челябинске: женщина за рулём Nissan Wingroad бодро проезжала перекрёсток, когда машину сорвало в занос. Справиться с ним женщина не сумела: машину выбросило на тротуар, где она снесла трёх пешеходов.

Занос — скольжение задней оси автомобиля — опасен своей непредсказуемостью. Машину сначала раскачивает, как маятник, а затем выбрасывает из полосы.

Склонность к заносу зависит от конструкции и настроек автомобиля, но при определённых условиях сорваться в такое скольжение может почти любая машина. В народе популярен миф, что к заносу склонны только заднеприводные автомобили, но это верно лишь для «силовых заносов», которые водитель провоцирует сам за счёт избыточной тяги. В остальном склонность к заносу определяется множеством факторов, включая настройки подвески, поэтому переднеприводные машины могут быть подвержены ему в той же мере.

Основные причины заноса — это высокая скорость движения и чрезмерная резкость манёвра. Опытные водители зимой стараются всё делать максимально плавно, двигаясь по пологим траекториям и с запасом на ошибку. Занос можно спровоцировать, например, резко бросив газ в повороте: разгруженная задняя ось нередко начинает скольжение.

В автошколах объясняют правила борьбы с заносом (вывернуть руль в его сторону), но в реальности эти знания мало помогают. Чтобы подавить занос, нужен навык, который тренируют на практике в школах контраварийной подготовки. Например, недостаточно просто вывернуть руль в сторону заноса: нужно ещё вовремя возвратить его в нулевое положение, иначе разовьётся занос в обратном направлении — на видео выше хорошо виден этот момент. Кроме того, даже водитель с навыками контраварийной езды не всегда ездит в режиме максимальной концентрации, а в случае с заносом даже небольшое промедление критично. Уповать на свои навыки может разве что профессиональный дрифтер, остальным лучше избегать заносов в принципе.

Занос на ровном месте

Источник:

Иногда занос возникает совершенно неожиданно, как на этом видео из Новосибирска. Nissan Almera (кстати, переднеприводный) едет прямо, когда заднюю ось срывает в скольжение. Водитель пытается бороться, но всё время запаздывает с возвратом руля в нулевое положение, поэтому машину раскачивает то в одну сторону, то в другую. Всё заканчивается относительно благополучно лишь потому, что была свободна встречная полоса.

Почему возникает столь внезапный занос? Судя по всему, колейный накат на дороге и неудачное микродвижение рулём дестабилизировали автомобиль: колеса попали на покрытие с разными сцепными свойствами, и заднюю ось «потащило». Водитель пропустил начальный момент заноса и действовал рулём слишком размашисто. Возможно, автомобиль был обут в неудачную резину или водитель не выдержал рекомендации по давлению в шинах, что сделало машину столь чувствительной к покрытию.

Занос в момент обгона

Видео: Stability Control / YouTube

Обгон опасен сам по себе, но зимой накат, колейность и низкое сцепление обостряют поведение машины. На асфальте появляются полосы с неравномерным сцеплением, и, пересекая их при обгоне, автомобиль дестабилизируется. Влияет и поведение водителя: резкие движения рулём усиливают риск заноса, а если в конце манёвра необходимо интенсивно тормозить, дополнительно разгружается задняя ось, что способствует её скольжению.

Эффективным помощником в борьбе с заносами является система стабилизации (ESP), которая подавляет скольжения за счёт индивидуального торможения отдельных колёс. Почти для всех автомобилей ESP предлагается сегодня в качестве опции, а у некоторых есть уже в базовой комплектации. Например, у Lada Vesta, шасси которой изначально настроено на небольшую склонность к заносу. Система стабилизации не спасёт от откровенной глупости, поэтому грубить со скоростью нельзя в любом случае. Но заносы, как на видео, она гасит хорошо.

Чем опасен снос


Видео: камеры компании «Интерсвязь»

Снос — это скольжение передней оси автомобиля. На этом видео из Челябинска маршрутка, проскочившая перекрёсток на жёлтый, уходит в снос и таранит остановку. Тяжёлые травмы получает пешеход.

Склонность к сносу имеют практически все машины: чтобы убедиться в этом, достаточно на скользкой дороге резко вывернуть руль на большой угол. В первый момент машина пойдёт «плугом», то есть будет скользить передней осью и расширять траекторию (некоторые автомобили после этого могут уйти и в занос).

Снос считается не столь опасным явлением, как занос, но это суждение условно. С одной стороны, во время заноса машина действительно менее предсказуема и выше риск бокового удара. Но и снос не сулит ничего хорошего, если машина распрямляет траекторию в столб или в пешеходов.

Как правило, снос возникает из-за попыток пройти поворот на слишком высокой скорости. Если занос развивается уже в процессе манёвра, то снос обычно начинается сразу: машина «упирается» и не едет в поворот, норовя проскользить по пологой траектории или вообще по прямой.

Главная проблема сноса в том, что для борьбы с ним нужно совершать совершенно «аномальные» действия. При сносе машина не хочет заезжать в поворот, и водитель рефлекторно выкручивает руль ещё сильнее, усугубляя ситуацию.

Для борьбы со сносом нужно сделать две вещи: снизить скорость и убавить угол поворота руля, чтобы передние колёса «зацепились» за траекторию. Сделать это без навыка сложно, потому что рефлексы говорят делать обратное.

Иногда помогает импульсная техника руления: долю секунды вы тормозите на прямых колёсах, затем отпускаете тормоз и поворачиваете руль в нужную сторону, потом распрямляете его и дотормаживаете снова. И так несколько раз, пока машина не встанет на нужный курс. Техника эффективная, но также требует тренировки.

А лучшее, что вы можете сделать зимой, — это не ездить быстрее своих возможностей. Скольжения проще предотвратить, чем с ними бороться.

Кто больше виноват в зимних авариях, как на видео?

Водители, которые не умеют ездить
Дорожники, которые плохо чистят дороги

Стали участником спорной аварии? Пишите на электронную почту редакции «Авто».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Мою зарплату откладываем, на его живем»: как жители Тюменской области формируют семейный бюджет — два примера
Анонимное мнение
Мнение
«Поделить можно даже аккаунты в соцсетях»: тюменский юрист — о том, когда и зачем нужен брачный договор
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления