Традиционно межсезонье — это время испытаний для автолюбителей. Как правило, именно весной и осенью дают о себе знать проблемы с машиной, которые оставались незамеченными летом. В сервисных центрах выстраиваются очереди на диагностику и ремонт, а автовладельцы задаются вопросами: «Почему автомобиль стал с трудом заводиться?», «Почему после заправки он "чихает"?», «Из-за чего вырос расход бензина или дизеля?». Часто сезонные проблемы с авто списывают на некачественное топливо — но так ли это на самом деле? Мы собрали 10 главных вопросов автовладельцев и получили ответы на них у экспертов.
- Всегда ли в проблемах с автомобилем в межсезонье виновато топливо?
- Как обстоят дела с качеством топлива на российских заправках?
- Какие машины наиболее капризны в вопросах топлива?
- Нужно ли учитывать смену температур и сезонов владельцам дизельных автомобилей?
- С чем могут быть связаны трудности с запуском двигателей у автомобилей в холода?
- Правда ли, что бензин с присадками полезнее для двигателя, чем обычный?
- Как можно самостоятельно улучшить качество топлива?
- Почему в бак помещается больше бензина, чем заявляет производитель?
- Можно ли перейти с 98-го бензина на 95-й или 92-й без вреда для автомобиля?
- Влияет ли стиль вождения на расход топлива?
- Другие вопросы о топливе
Всегда ли в проблемах с автомобилем в межсезонье виновато топливо?
Отвечает Максим Жевно, сервисный центр «Лада Екатеринбург Север»:
— Проблемы с топливной системой — пожалуй, самый популярный запрос автовладельцев в межсезонье. Причина таких проблем может быть связана с содержанием в топливе воды и грязи — это значит, что или бензин был залит контрафактный, или топливный бак давно не чистили. В минусовую температуру вода замерзает и автомобиль попросту не заводится. Если вы уверены в качестве залитого в бак топлива, то проблему стоит искать в расходниках, которые не были заменены в срок: воздушные фильтры, свечи зажигания и моторное масло также влияют на запуск и работу двигателя. Желательно осенью и весной выполнять их замену, не дожидаясь планового ТО, делать профилактику топливной системы. Многие автовладельцы не могут спланировать свой график и найти время на техобслуживание, но всё нужно делать в срок, иначе ваше время совсем скоро будет планировать уже ваш автомобиль. Своевременная замена расходников обойдется вам на 30% выгоднее, чем последующий ремонт.
Как обстоят дела с качеством топлива на российских заправках?
Отвечает Леонид Багдасаров, кафедра химмотологии (применения нефтепродуктов) РГУ нефти и газа им. Губкина:
— К счастью, контрафакта на рынке нашей страны, с которым могут быть связаны определенные проблемы с автомобилем, осталось не так много. За последнее время российская нефтепереработка сделала мощный рывок вперед. Заводы крупных нефтеперерабатывающих компаний России выпускают топливо высочайшего класса «Евро-5». По некоторым показателям отечественное топливо даже лучше европейского — прежде всего по содержанию водорода. Чем его больше, тем меньше расход топлива и количество вредных выбросов, а двигатель машины — чище. Не секрет, что именно Россия является крупнейшим поставщиком автомобильного дизельного топлива в страны Евросоюза.
Отвечает автоэксперт, радиоведущий Александр Морозов:
— Чаще всего контрафакт бывает на «шарашкиных» заправках. Это исключительно вопрос человеческой жадности. Я могу предположить, что такое топливо может дать конденсат или неправильно храниться. Но чаще всего оно просто разбавлено либо некачественным топливом, либо даже водой. Заправок кустарного типа, к счастью, на федеральных трассах осталось не так много. Известные производители стараются не только поставлять качественное топливо, но и делать заправочные станции современными, ставить правильные резервуары для хранения. Правда, самостоятельно, что называется, «на глаз», определить качество топлива не сможет ни один автолюбитель, сегодня такое под силу только лабораториям. У крупных производителей есть собственные мобильные лаборатории для внутреннего контроля. Можно своими глазами увидеть, как они объезжают заправочные станции, собирают пробы и делают анализ на наличие в топливе воды, различных примесей и т. д.
Отвечает Виктор Чуяков, руководитель программы «Нефтеконтроль» в сегменте сбыта моторных топлив компании «Газпром нефть»:
— У всех крупных компаний существуют свои программы совершенствования топлива и контроля его качества. Есть такая программа и у нас, причем она касается контроля на всех этапах: от производства до отпуска в бак клиента на АЗС. Наша система контроля качества включает разветвленную сеть не только стационарных, но и мобильных лабораторий. Каждый такой передвижной испытательный комплекс оснащен сертифицированными экспресс-анализаторами, позволяющими исследовать до 20 основных параметров нефтепродукта всего за 10−15 минут. Кроме того, на наших АЗС в открытом доступе всегда размещены паспорта качества топлива — на каждую реализуемую партию.
Какие машины наиболее капризны в вопросах топлива?
Отвечает автоэксперт, радиоведущий Александр Морозов:
— Чаще всего это машины турбированные, дизельные и те, которым нужен бензин с хорошим октановым числом. У турбированных автомобилей капризы проявляются в первую очередь в потере динамики, засорении и дальнейшем дорогостоящем ремонте топливной системы.
А дизельные — вообще отдельная тема. Солярка является смазывающим элементом, продлевающим работу топливной системы. Но если заправляться некачественным топливом, этот своеобразный смазывающий слой будет вымываться. А если залить еще и бензин в дизельный двигатель — он точно заглохнет. Но, к счастью, такая проблема довольно просто решается и чаще всего не имеет серьезных последствий для движка. Лично у меня был случай, когда по ошибке в бак вместо дизеля налили бензин. Когда я понял, что что-то не так, вернулся на заправку, написал претензию, и мне оплатили все работы: слив бензина, промывку топливной системы — и заправку дизелем. АЗС известных брендов такие вопросы решают быстро и корректно.
Нужно ли учитывать смену температур и сезонов владельцам дизельных автомобилей?
Отвечает Евгений Авдошин, сервисный консультант автосалона «Тойота Юг»:
— При эксплуатации автомобиля с дизельным двигателем необходимо внимательно следить за прогнозом погоды и тем, соответствует ли топливо в баке вашего автомобиля температуре на улице. Например, в межсезонье перепады температур в течение короткого времени бывают значительными, нужно это учитывать. Также следует уточнять на АЗС, какое топливо сейчас предлагается. Если залить неподходящее топливо, двигатель либо будет плохо запускаться, либо не запустится вовсе.
С чем могут быть связаны трудности с запуском двигателей у автомобилей в холода?
Отвечает мастер-консультант сервиса официального дилера BMW «КРАФТ» Алексей Антонов:
— Могу сказать о «немцах». Осенью и зимой у владельцев BMW обычно нет проблем. Автомобили запускаются стабильно даже при температуре -25... -30 °С. Возможные нарекания как у бензиновых, так и у дизельных двигателей — это из-за проблем с аккумуляторной батареей. Всем известно, что при хранении автомобиля на улице при отрицательных температурах аккумуляторная батарея может терять свои пусковые характеристики. В результате чего двигатель может не завестись. Для уверенной работы автомобиля в межсезонье рекомендуем проверять уровень зарядки аккумуляторной батареи, при необходимости вовремя ее заменять. На стабильный запуск двигателя автомобиля зимой влияет работоспособность свечей зажигания. Используйте рекомендованное производителем топливо, оригинальные расходные материалы, масло, в межсезонье проходите техническое обслуживание автомобиля, в морозы отдавайте предпочтение теплым паркингам. И автомобиль уверенно прослужит вам даже в суровое время года.
Правда ли, что бензин с присадками полезнее для двигателя, чем обычный?
Отвечает автоэксперт, радиоведущий Александр Морозов:
— Да, их сейчас практически везде используют. Доказать на 100%, помогают они или нет, можно только в лабораторных условиях при длительных тестах. Но в свое время я общался с физиками и химиками на тему продления механической жизни деталей и узнал, что разработки по добавлению специальных составов и присадок в различные жидкости, в том числе и в топливо, ведутся уже много лет. И делаются они исключительно для того, чтобы механическую часть использовать в как можно более щадящем режиме и дать ей как можно больше жизни. Поэтому, если в топливо добавляется какая-то присадочная часть, которая вымывает вредные примеси, отложения и т. д., продлевая жизнь детали, я думаю, что это только плюс.
Отвечает разработчик топливных присадок из французской компании Total Бернар Декенн:
— Нужно различать те присадки, которые распространяются кустарным способом или попросту не прошли лабораторную проверку, и промышленные компоненты премиального топлива. Кроме того, само качество топлива должно быть изначально хорошим. Присадки, используемые в топливе крупных сетей АЗС, прошли все испытания и не могут быть вредны для двигателя. Топливными присадками и компонентами премиального топлива во Франции занимаются давно и очень плотно. Например, в Total мы регулярно проводим эксперименты и проверяем, как ведут себя топливная система и двигатель при использовании топлива с присадками и без. Сразу могу сказать, что разница просто колоссальная, причем она проявляется, даже когда автомобиль движется со скоростью всего 20 км /час. В Европе использование топлива с присадками очень рекомендуется. В США же оно и вовсе обязательно — это гарантия соответствия выхлопа автомобиля допустимым нормам загрязнения окружающей среды и к тому же экономия бензина.
Как можно самостоятельно улучшить качество топлива?
Отвечает директор по послепродажному обслуживанию автоцентров «Восточный Ветер» Иван Супрядкин:
— Оставьте заботу о качестве топлива его производителям и выбирайте известные заправки. Даже при использовании хорошего топлива автовладельцы умудряются его испортить различными «кустарными» присадками. Они зачастую способствуют попаданию воды в топливную систему, что ведет к коррозии ее деталей. Кроме того, в состав присадок, которые автолюбители покупают и самостоятельно добавляют в топливо, входят спиртосодержащие компоненты. Эти вещества обезжиривают механизмы и приводят к их преждевременному износу. Также хочу заметить, что часто автовладельцы, пытаясь сэкономить, не меняют по регламенту фильтрующий элемент системы подготовки топлива или меняют его на непонятный дешевый контрафакт. Такой подход может стать губительным как для топливной системы, так для двигателя автомобиля в целом.
Разработчик топливных присадок из французской компании Total Бернар Декенн добавляет:
— Введение присадок должно происходить только в промышленных условиях с использованием высокотехнологичного дозирующего оборудования. Задачей промышленных присадок является не исправление некондиционного топлива, а придание дополнительных свойств качественному продукту. Работая с российским топливом, я убедился в том, что по физико-химическим параметрам и потребительским свойствам оно легко может сравниться с европейскими аналогами. Из-за сурового климата в России по ряду характеристик к топливу предъявляются даже более высокие требования. Поэтому российский автолюбитель, заправляясь на сетевых АЗС, может не переживать о качестве бензина.
Почему в бак помещается больше бензина, чем заявляет производитель?
Отвечает заведующий кафедрой «автомобили, конструкционные материалы и технологии» Сибирского государственного автомобильно-дорожного института (СибАДИ) Игорь Князев:
— «Паспортная» вместимость топливного бака действительно может существенно отличаться от реальной, причем всегда в меньшую сторону. Как правило, производители проектируют бак немного большей емкости, чем указывают в характеристике автомобиля, чтобы обеспечить гарантированную заправку указанного объема топлива, если, например, автомобиль при заправке стоит с небольшим наклоном или в баке образовался воздушный пузырь. Также это позволяет предотвратить утечки топлива, когда автомобиль припаркован на горке при полной заправке. Кроме того, бензобак — это лишь часть топливной емкости. Помимо непосредственно резервуара, где хранится бензин или дизельное топливо, он включает патрубки, соединяющие бак с заливной горловиной, куда мы вставляем «пистолет» на АЗС. В зависимости от модели автомобиля патрубки могут вмещать от 2 до 5 дополнительных литров топлива. Именно поэтому, приехав на АЗС с пустым баком и заправившись до полного, автолюбитель может залить в своё авто больше, чем ожидал.
Можно ли перейти с 98-го бензина на 95-й или 92-й без вреда для автомобиля?
Отвечает автоэксперт, радиоведущий Александр Морозов:
— Смотря чего нужно добиться. Знаю людей, которые переходят в летний период с 95-го бензина на 92-й. Экспериментировать, конечно, можно и переходить в разные климатические режимы на разные виды топлива, но вопрос только — зачем. Если ты часто ездишь на машине по городу, постоянно ее прогреваешь, хранишь в подземном паркинге и пользуешься только 95-м бензином, смысл переходить на 92-й? Если нужно получить больше динамики, стоит заливать высокооктановый бензин, например 100-й. Если нужно просто ездить от работы до дома и обратно, зачем тратить лишние деньги и экспериментировать? Пользуйтесь тем, что проверено и что порекомендовал производитель вашего авто. Особенно забавно, когда экономный водитель льет высокооктановый бензин на no name заправке, думая, что он в любом случае хорош, а потом мотор у его авто выходит из строя. Стоит помнить: скупой платит дважды.
Доцент кафедры химмотологии (применения нефтепродуктов) РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров комментирует:
— Есть разные типы двигателей. Американцы, например, очень любят большие объемы — 4,5 л. Для этого двигателя октанового числа 92 вполне достаточно. А если двигатель маленький по литражу, но большой по мощности, то нужно максимальное октановое число. Это касается по большей части спорткаров. В любом случае доверять стоит рекомендации автопроизводителя: как правило, оптимальная марка топлива указана на лючке бензобака.
Влияет ли стиль вождения на расход топлива?
Отвечает автоэксперт, радиоведущий Александр Морозов:
— Еще как. Рваный стиль вождения, когда часто нажимаешь на газ, резко набираешь скорость и тормозишь, всегда ведет к перерасходу топлива. В городе при таком ритме, когда ты от светофора до светофора разгоняешься от 0 до 60 и обратно, расход для двигателя 1,8–2 л составит 15–16 л на 100 км. Это много. Если плавно тормозить и управлять педалью газа, то в нормальном режиме без учета пробок расход для двигателя от 1,6 до 2 л не должен превышать 14 л на 100 км. Когда человек говорит, что 95-го бензина у него уходит больше, а 92-го меньше, это тоже спорный вопрос. Велика погрешность ноги и головы водителя в этом. Попробуйте хотя бы неделю спокойно поездить — сразу поймете, сколько вы сэкономите.
В подтверждение словам эксперта можно привести интересный результат эксперимента, который провели журналисты сразу в нескольких городах на Урале и в Сибири. Например, в Тюмени два автомобиля заправили бензином и отправили по одинаковому маршруту, но один водитель управлял машиной спокойно, а второй ехал с максимально разрешенной скоростью. По итогам эксперимента «лихач» за одну поездку потратил на бензин на 20 рублей больше, чтобы доехать из пункта А в пункт Б. На первый взгляд, разница кажется незначительной, но если учесть, что в среднем за год активный водитель проезжает 25 000 км, а литр АИ-95 стоит в среднем 44,75 рубля, то за 12 месяцев придется переплатить около 26 000 рублей. Эта сумма сопоставима с ценой осеннего горящего тура в Турцию на одного человека или со стоимостью 580 литров всё того же 95-го бензина! Автолюбителям остается только сделать вывод, что лучше: приезжать на место на 15 минут раньше (так, чтобы по дороге еще и не попасть в ДТП) или же сэкономить значительную денежную сумму.
Другие вопросы о топливе
14 ноября, во Всемирный день качества, прошла первая федеральная прямая линия по качеству моторного топлива в России. 3-часовой эфир посмотрели 1,1 миллиона человек из России и стран СНГ. На прямую линию автомобилисты отправили свыше 3700 обращений и комментариев, эксперты ответили на самые интересные вопросы о качестве топлива. Вы можете посмотреть запись телемоста прямо сейчас и получить еще больше полезной информации.