Цены на бензин в апреле росли ускоренными темпами. Об этом на днях со ссылкой на Росстат сообщила Lenta.ru. В течение месяца средний ценник на АИ-92 по стране скакнул на 60 копеек. А АИ-95 в апреле вообще дорожал в 20 раз быстрее, чем в течение января-марта 2018 года. Динамика роста стоимости топлива за последние 10 лет, а также примерный расчет сумм, которые автомобилисты ежегодно сжигают в своем баке, — в нашем материале.
Рекорд по максимальной цене за бензин обновился в ноябре 2017 года. Сперва скакнул ценник на оптовом рынке, а за ним подтянулась и розница. И это при том, что ноябрь считается спокойным месяцем для топливного рынка: когда сезонные факторы вроде активизации автомобилистов или сельскохозяйственного сектора не оказывают давление на цену. Тогда причиной резкого подорожания назвали модернизацию ключевых предприятий, которая сократила поставки топлива на рынок и взвинтила его цену.
Следующее серьезное подорожание произошло в январе 2018 года. Тогда средний ценник по России за литр АИ-95 составил 41,05 рубля. На рост цен повлияли акцизы, которые в этом году повышаются дважды. Если на конец прошлого года акциз на бензин пятого класса составлял 10 535 рублей за тонну, с 2018 года акциз на бензин пятого класса поднялся до 11 213 рублей. Второй этап повышения начнется уже 1 июля — акциз вырастет еще на 769 рублей. Всего за 2018 год прибавка составит 1447 рублей за тонну, что эквивалентно росту розничной цены на 1,1 рубля.
В начале года эксперты и аналитики предупреждали — ждать момента, когда литр топлива будет стоить 42–43 рубля, осталось совсем не долго. И вот это случилось. После резкого апрельского роста, отмеченного Росстатом, в мае средняя цена на АИ-95 составила 42,03 рубля за литр, АИ-92 — 39,06, а дизельного топлива — 41,57.
Ну а по итогам за прошедший апрель можно уже рассмотреть более длительную динамику изменения розничных цен на топливо. За 10 лет АИ-95 подорожал на 19,06 рубля, а АИ-92 — на 17,33. Дизтопливо скакнуло сильнее всего — с 20,99 рубля (апрель 2008 года) до 40,93 (апрель 2018 года) — на 19,94 рубля.
На апрельском скачке, уверены аналитики, рост цен на топливо не остановится. Во-первых, из-за предстоящего повышения акциза, о котором мы говорили выше. Во-вторых, из-за проведения традиционных ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и сезонного спроса. Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на гендиректора агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, темпы роста в ближайшие недели будут только ускоряться. В итоге за 2018 год цены на топливо могут вообще опередить инфляцию в разы. В том числе и потому, что нефтепродукты в последнее время выгоднее именно экспортировать, а не продавать в России:
— Проблема не только в том, что на рынке мало товара, но и в том, что внутренний рынок радикально невыгоден для нефтяных компаний, — объяснил Михаил Турукалов на страницах «Ведомостей».
Но что это значит для простого потребителя? В первую очередь — увеличение расходов на автомобиль. Рассмотрим на примере среднестатистического автомобилиста. Предположим, машину в профессиональной деятельности он не использует, но регулярно ездит по городу, в летний сезон — на дачу, а еще раз в год — своим ходом на море. Допустим, за год у него при этом накапливается пробег в 20 000 километров. Если в течение этого времени он будет заправляться АИ-95 по майской стоимости в 42,03 рубля за литр, то за 12 месяцев только на топливо он потратит 84 060 рублей. Если бы мы рассчитывали расход на год по прошлогодней цене за бензин (39,50 за литр АИ-95), получилось бы чувствительно меньше — 79 000 рублей. А вы готовы платить еще больше?
Марина Фомина
Фото: Олег Каргаполов