В Государственной думе обсудили вопрос о внесении изменений в КоАП для возможности наказывать водителей за опасное вождение. Наш сайт уже писал, что за опасное вождение определили наказание в виде крупного штрафа и, возможно, увеличенных тарифов ОСАГО. При этом остается непонятным, как именно будет определяться опасное вождение.
Вкратце напомню, что первый признак «опасного вождения» выражается в неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом шести действий водителя:
— невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
— перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты;
— несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
— несоблюдение бокового интервала;
— необоснованное резкое торможение;
— препятствование обгону.
Но по-настоящему опасным вождение становится только в том случае, если в результате перечисленных выше действий была создана угроза ДТП.
После появления в п.2.7 ПДД описания «опасного вождения» данный термин неоднократно критиковали за то, что он не имеет количественных характеристик. То есть единый стройный алгоритм «опасного вождения» построить крайне тяжело. При обсуждении вопроса в Думе о данной проблеме было сказано неоднократно. И вот что выяснилось.
Оказывается, вопрос об «опасном вождении» рассматривался Верховным судом 21.09.2016. И Верховный суд признал, что никакой неопределенности термин «опасное вождение» не содержит. В частности в решении Верховного суда говорится: «Не свидетельствует о незаконности оспариваемого положения и отсутствие в нем указания на конкретный временной промежуток времени, в течение которого неоднократное совершение одного действия считается опасным вождением, поскольку в пункте 2.7 ПДД предусмотрено «совершение нескольких следующих друг за другом действий», что предполагает совершение этих действий в относительно короткий промежуток времени».
И теперь все встало на свои места: неоднократные действия — это за относительно короткий промежуток времени. Лично у меня данная фраза в решении ВС вызвала улыбку.
Слава Богу, в Думе есть, кому защищать права водителей:
— На взгляд комитета, всё-таки есть признаки правовой неопределённости, которые требуют конкретизации. Мы посоветуемся, как с юридико-технической точки зрения конкретизировать это либо в Правилах дорожного движения, либо в тексте законопроекта, — пояснил депутат Вячеслав Лысаков.
При обсуждении неоднократно всплывало имя Мары Багдасарян, которую по единодушному мнению присутствующих, никакие штрафы на дороге не остановят. И в данном контексте было предложено за «опасное вождение» сразу вводить жесткое наказание вплоть до лишения права управления, обязательных работ и даже ареста.
Вызвала интерес позиция представителя Правительства Игоря Зубова, когда речь зашла об обязательной видеофиксации «опасного вождения». Он буквально заявил, что если есть видео с места нарушения, то хорошо, а если нет, то можно обойтись традиционными доказательствами: протокол, рапорт сотрудника и свидетели.
Кстати, со слов Зубова, тихоходы, которые на двухполосной дороге не дают нормально ехать другим водителя, по степени опасности их стиля вождения в соответствии с ПДД приравниваются к гонщикам, правда, логику его рассуждений уловить сложно: «Это не только гонщиков касается, это на всех распространяется, и тихоходы сюда тоже попадают. Вы почитайте правила — и поймёте: невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, той же скорой помощи. Там же речь не только о скорости — тихоходы препятствуют именно тем, что едут тихо, не дают перестраиваться, — туда все попадают».
Из важных замечаний необходимо выделить, на мой взгляд, самое главное: наказание за «опасное вождение» должно назначаться только в том случае, если будет доказана вина в форме умысла. Если водитель резко тормозит для предотвращения ДТП, то никакого наказания быть не должно.
В заключение напоминаю, что начальник ГАИ генерал-майор Михаил Черников — в отношении «опасного вождения» пообещал: «… добиваться в дальнейшем того, чтобы инспектор ДПС мог применять новые положения КоАП правильно и без лишних конфликтов с участниками дорожного движения».
Фото: Юрий Панченко