В Госдуму направлен законопроект, увеличивающий штраф за езду без полиса ОСАГО с нынешних 500-800 рублей до 5000 рублей. Велика ли вероятность, что инициативу примут депутаты?
Нынешний штраф за езду без действующего полиса дифференцирован, например, его полное отсутствие «стоит» 800 рублей, а езда с просроченным полисом — 500 рублей. Аналогичный штраф предусмотрен для водителей, не вписанных в полис. Инициатива депутата государственной Думы Сергея Вострецова предлагает заменить все «осажные» штрафы единым в 5000 рублей.
Депутат обосновал идею тем, что при нынешней схеме с учетом 50-процентной скидки за быструю оплату реальный штраф составляет 400 рублей, то есть более чем на порядок меньше стоимости среднего полиса ОСАГО. Поскольку наказать водителя может только инспектор ГИБДД при личной встрече, вероятность набрать штрафов на сумму, сравнимую со стоимостью полиса, стремится к нулю.
— Таким образом, у автовладельца имеется соблазн, учитывая мизерность штрафа, ездить без страховки до момента, пока его не остановят сотрудники ГИБДД для проверки, — добавляет Сергей Вострецов.
Со ссылкой на Минфин, депутат оценил среднюю стоимость полиса ОСАГО в России в 5,8 тысяч рублей: предлагаемый штраф — это округление суммы. На самом деле, во многих регионах стоимость полиса заметно выше, а для молодых и аварийных водителей может достигать 10-15 тысяч рублей и более. В любом случае, даже с учетом скидки 50% штраф в 2500 рублей достаточно ощутим.
По словам президента РСА Игоря Юргенса без полиса ОСАГО или с поддельными документами в стране ездит 1 млн водителей. Ранее он уже предлагал повысить штраф в десять раз до 8000 рублей, руководствуясь той же логикой. Не удивительно, что РСА активно поддержал инициативу Сергея Вострецова.
И, в целом, она предсказуема. Страховые теряют клиентуру, и основная причина — резкий рост стоимости страховки при сохранении проблем: число недовольных качеством обслуживания клиентов по-прежнему велико.
Для борьбы с обладателями поддельных полисов с прошлого года активно применяется уголовное наказание по ч. 3 ст. 327 УК РФ. Парадоксально, но при нынешнем небольшом штрафе езда совсем без полиса сулит меньше рисков, поэтому увеличение штрафа является способом уравновесить ситуацию.
Давно обсуждается идея использования камер видеофиксации для борьбы с автомобилями без ОСАГО, которая пока буксует из-за технических сложностей, а главное, неоднозначности трактовки: считать ли каждый проезд под камерами нарушением?
Между тем, проблемы ОСАГО нарастают, как снежный ком. Так, все чаще с клиентами играют в рулетку по системе «Единый агент», предлагая оформить полис в иногородней и неизвестной страховой, что вызывает естественное недовольство. Нередки отказы продать полис по объективным и сомнительным причинам, и мы уже рассказывали, что делать в этом случае. Спасительное «натуральное ОСАГО» пока не оправдывает ожиданий ни страховых, ни автомобилистов, которые в большинстве своем относятся к такой схеме со скепсисом. Масло подлило и прекращение выдачи справок о ДТП госавтоинспекцией, создав новые поводы для затягивания выплат. В перспективе ОСАГО ждет либерализация тарифов, которая в конечном итоге позволит страховым устанавливать свои расценки.
В отсутствии прогресса в качестве обслуживания, число водителей без полиса растет, поэтому увеличение штрафов выглядит чуть ли не единственным непыльным способом остановить негативный тренд. С большой вероятность, инициативу в том или ином виде примут уже в этом году.
Покупаете ли вы полис ОСАГО?
Фото: ГИБДД