В 2018–2020 годах заканчиваются пресловутые соглашения о промсборке между правительством РФ и крупными автопроизводителями, заключенные в 2011–2012 годах. Именно эти соглашения обеспечивали беспошлинный ввоз компонентов для сборки иномарок в России, что сделало их значительно доступнее импортируемых автомобилей. Сегодня в топ-25 популярных моделей нет ни одной «полноценной иномарки».
По информации агентства «Автостат», власти не планируют продлевать соглашения о промсборке, предлагая заменить их на так называемые специальные инвестиционные контракты (СПИК). Подобное соглашение уже заключил с правительством Mercedes-Benz, начавший строительство завода в Подмосковье.
Если промсборка подразумевала обнуление пошлин в обмен на обязательство выпускать к определенному сроку не менее 300-350 тысяч автомобилей на территории России, создание моторного производства и увеличение локализации, то СПИК – инструмент более индивидуальный. Он позволяет производителю и властям согласовать определенные условия, важнейшие из которых – объем инвестиций и предоставляемые льготы. Вероятнее всего, практика обнуления пошлин будет отменена уже в 2018 году (одно из условий вступления России в ВТО), однако подписавшие СПИК производители получат доступ к другим «бонусам», например, смогут участвовать в программах господдержки авторынка.
Замена промсборки на СПИКи, вероятно, связана с провалом активности на российском авторынке в последние годы. Соглашения о промсборке заключались на период 5-6 лет и подразумевали выполнение весьма жестких условий, например, выход на значительные объемы производства. С учетом спада рынка, практически никто из производителей не обеспечивает сейчас целевых показателей по объемам. СПИКи более гибки и позволяют согласовать менее жесткий план развития.
В любом случае поддержка российского автопрома за счет бюджетных денег сохранится.
Фото: Volkswagen