Авто Город «Идиотентест» для России? Я против

«Идиотентест» для России? Я против

ГИБДД анонсировала слегка шокирующую инициативу введения аналога немецкого «идиотентеста» для российских водителей. Речь идет о неком «медицинском сопровождении» водителей, лишенных прав за пьянку или допустивших грубые нарушения из списка. При этом первоисточник РИА «Новости» ссылается на высокопоставленного представителя ГИБДД, замначальника Владимира Кузина, который проводит параллели между немецкой системой и планируемой в России. И хотя «идиотентест» – жутко забавная процедура, я, скорее, против подобных подходов у нас. И совсем не ради алкоголиков.

Что такое «идиотентест»

Официально процедура называется Medizinisch-Psychologische Untersuchung (MPU) и подразумевает психофизиологическое тестирование водителей, лишенных прав вследствие серьезных нарушений. Из-за чрезмерной жесткости процедура MPU обросла легендами и мифами, которые, видимо, связаны с ее отчасти неформальным характером: у каждого врача-психиатра свой почерк, поэтому некоторые приемы могут казаться водителю странными.

Мифы и правда «идиотентеста»

«Что вы сделаете, если, будучи пьяным, обнаружите около своего дома женщину с родовыми схватками?» – спросит вас врач. Ни один из предложенных ответов, вроде «Вызову такси», «Вызову скорую» и тем более «Отвезу лично», не позволит пройти тест. Единственный правильный ответ таков: я не могу оказаться пьяным около своего дома, потому что я вообще не могу оказаться пьяным. И этого ответа нет в списке: вы должны ответить, руководствуясь неким внутренним убеждением.

Или вы заходите в кабинет врача, а он спрашивает в сердцах: почему не закрыли дверь? Вы оборачиваетесь, но дверь закрыта. Врач делает пометку: пациент не помнит событий минутной давности.

При чтении интернет-лирики об «идиотентесте» зачастую сложно отличить правду от вымысла. Судя по всему, некоторые недооценивают его сложность, поэтому стандартные психиатрические приемы народная молва описывает в анекдотическом ключе.

Впрочем, самим пациентам не до шуток. MPU – это всестороннее и унизительное исследование провинившегося водителя, которое выполняют врачи с почти неограниченными полномочиями.

Немецкая быль

Вот исповедь американца Питера Хорвата, проживающего в Германии, который испытал MPU на себе. Он попался за рулем с довольно серьезным уровнем опьянения, за что получил штраф в несколько тысяч евро, лишение прав на 6 месяцев, а главное, необходимость пройти MPU – «идиотентест».

Первая часть теста оценивала координацию движений и описана автором как самая простая. По крайней мере для людей нестарых и не страдающих отклонениями. Вторая часть – это медицинское исследование на следы употребления алкоголя. Она подразумевает полный запрет на спиртосодержащие продукты в течение всех месяцев, предшествующих «идиотентесту» (а подготовка к нему может затянуться на годы). В случае с американцем проблема возникла с уровнем эндогенного алкоголя, из-за чего Питеру пришлось 9 месяцев прожить в жесткой завязке под медицинским наблюдением, а в финале сделать пункцию печени (думаю, малоприятная процедура).

Но самой лютой частью оказалась третья: обследование психиатром. Оно длилось 4 часа и напоминало допрос у следователя. Врач задавал самый широкий круг вопросов, причем критерии его оценки были весьма... кхм... непрозрачны.

Герой повествования потратил на подготовку к третьей части «идиотентеста» 4 месяца и 1500 евро, а результат узнал лишь спустя 1,5 месяца. Тест он не прошел: по статистике, его заваливают 50-70% «новобранцев».

Пересдавать можно не ранее, чем через 4 месяца, в течение которых Питер также посещал врачей и юристов. Со второго раза он сдал. Понятно, что права возвращают только после положительной резолюции медиков.

Общий бюджет операции составил 15 тысяч евро (!), не считая косвенных расходов, связанных с невозможностью использовать автомобиль и необходимостью тратить время на подготовку.

Вторичное попадание означает лишение прав на 2 года и новый «идиотентест» для их возврата, плюс повышенную бдительность полиции в отношении «выпускника» MPU.

Почему я против

Нельзя делить шкуру неубитого медведя и, наверное, не вполне правильно обсуждать инициативу, в которой нет ни малейшей конкретики. Сделаем на это скидку. Но как минимум я против создания в России еще одного непрозрачного института со смутным функционалом и высокой коррупционной емкостью.

Наказание за пьяную езду и так достаточно суровое, например, за повторную «пьянку» предусмотрена уголовная ответственность с перспективой лишения свободы на срок до 2 лет. В скором времени для возврата машины со штрафстоянки «алконавту» придется внести залог в 30 тысяч рублей, а для «рецидивистов» уже сейчас есть штрафы до 300 тысяч (статья 264.1 УК РФ).

Я готов поддержать активное выявление нетрезвых водителей, например, с использованием европейской практики поголовной экспресс-продувки во время спецрейдов. Это когда полиция тормозит весь поток и предлагает, не выходя из автомобиля, дунуть в алкотестер. Масштабные разборки начинаются, если прибор показал ненулевое значение, а так вся процедура отнимает у водителя пару минут. В России, чтобы снизить градус недоверия к ГИБДД, можно приглашать на подобные рейды представителей общественности.

Что касается «медицинского сопровождения», предложенного ГИБДД, то риски такого подхода в наших реалиях очевидны. Так, «идиотентест» появился в Германии в 1955 году, и за это время сформировалась система подготовки и контроля врачей, проводящих экспертизу. Причем злые языки утверждают, что главная цель «идиотентеста» – трудоустроить высокооплачиваемых медиков. В России, боюсь, просто не найдется достаточного количества специалистов, которые смогут принести нашим маргиналам реальную пользу. В большинстве случаев будет такая же профанация, как водительский медосмотр.

Если же затянуть гайки, рядом с окошком основной кассы появится окошко кассы альтернативной, куда можно будет занести добровольный взнос для ускорения процесса выздоровления. И на служебных парковках наркологий появятся симпатичные внедорожники премиум-класса.

Не убеждает меня и официальная статистика. Например, «Форбс» со ссылкой на WHO приводит данные о процентах «пьяных аварий» в общем числе смертельных ДТП для разных стран за 2015 год. Парадоксально, но Россия и Германия там идут бок о бок с идентичным показателем 9%. Справедливости ради нужно заметить, что общая смертность на дорогах в Германии из расчета на 1000 жителей примерно в 4 раза ниже, чем в России, и относительно других европейских стран Германия выглядит молодцом (дорожная инфраструктура, огромные штрафы и т.д.). Тем не менее с точки зрения доли пьяных ДТП «идиотентест» не позволил Германии выпасть из списка 10 худших стран мира по версии «Форбс». Возможно, сказывается либеральность немцев (и европейцев вообще) в отношении алкоголя как такового: культ пива и «разрешенные промилле» провоцируют людей ездить пусть не «синими», но «синеватыми». Так, если в России «зона нечувствительности» для алкоголя в крови BAC составляет 0,03% (в воздухе – 0,16 мг/л), то в Германии – до 0,05%.

Волнующая идея «идиотентеста» имеет право на существование, но у нас она больше озлобит людей, чем принесет реальной пользы. У России еще остались методы борьбы с нигилистами, больше соответствующие нашим реалиям.

Поддерживаете ли вы введение аналога «идиотентеста» в России?

Опрос завершен 10.10.2016
Да, однозначно
21%
Только для самых опасных водителей
22%
Нет, есть методы лучше
16%
Нет, получится профанация
41%

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
175
ТОП 5
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Мне есть с чем сравнивать»: пенсионерка переехала в Тюмень с Севера и влюбилась в город — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Колонка тюменца, который отказался от энергетиков — может, и вы вместе с ним?
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления