Казалось бы, что может быть общего между отстранением атлетов России от Олимпиады и билетами ГАИ? Общее – манипулирование законами и сознанием.
В 2003 году водителей начали наказывать за выезд на полосу встречного движения, но полный перечень нарушений ПДД, попадающих под данную статью, появился только в 2008 году.
Требование по перевозке детей в детских креслах появилось в 2005 году, окончательные требования к детским удерживающим устройствам сформировались только в 2015 году.
Автоматические камеры применяют с 2008 года, требования к ним в лучшем случае вступят в силу только 1 января 2017 года, да и применять эти требования разрешат на добровольной основе.
Термин «опасное вождение» ввели в ПДД с оговоркой: пусть депутаты внесут в КоАП соответствующую статью, по которой начнут наказывать водителей, судьи сформируют практику, а там подумаем над окончательной редакцией определения «опасное вождение».
Мутное «внесение изменений в конструкцию», выдернутое из технического регламента, вне связи с другими подзаконными актами превратилось в инструмент террора, где главная интрига со стороны ГАИ заключается в торможении принятия соответствующего административного регламента (ссылка 1 и ссылка 2).
Все эти факты говорят о том, что единых четких требований к тем или иным аспектам безопасности не было или нет, но наказание есть. Был бы водитель, а за что наказать – придумаем.
Докатились и до билетов. С 1 сентября 2016 года сдача экзаменов в ГАИ будет проходить по новым билетам. Сравните два вопроса, в зависимости от ответов на которые кандидат в водители получит или не получит удостоверение водителя.
Старый билет 35 вопрос 4: кто из водителей нарушил правила стоянки? Ответ: только водитель грузового автомобиля.
Новый билет 22 вопрос 12: разрешено ли водителю грузового автомобиля остановиться в этом месте? Ответ: разрешено.
Как видим, правильный ответ поменялся на противоположный. C одной стороны, въезд и выезд с околотротуарной парковки должен быть всегда свободен, и даже остановка в данном месте грузовику запрещена (п. 12.4 ПДД), как и указано в старом вопросе. С другой стороны, в ПДД нигде нет прямого запрета, останавливаться и стоять на проезжей части напротив парковки на тротуаре, как написано в новом вопросе.
Таким образом, манипулирование нормами законодательства для чиновников России, преследующих свои меркантильные интересы, – нормальное явление, не вызывающее удивления. Привлечение СМИ, поддерживающих образ водителя как врага №1, и давление на судей (оправдаешь водителя – лишишься мантии) завершают картину.
Отстранение сборной России от Олимпиады шло абсолютно тем же путем.
О том, что мельдоний выводится из организма несколько месяцев, было известно заранее. Иначе не было бы никакого смысла объявлять его допингом. В противном случае место мельдония занял бы другой препарат.
Обвинение в том, что применение допинга сборной России проводилось при поддержке государства, базируется на показаниях одного человека. Причем показания даны не в суде, а озвучены в документальном фильме, показанном на телевидении. То есть за лжесвидетельство человек заведомо не понесет никакого наказания.
Сомнения вызывают и полномочия WADA в отношении проведения расследования.
Решение суда в Лозанне было предсказуемым, достаточно глянуть его состав.
Аналогия между тем, как наше государство относится к водителям, и тем, как прошло отстранение российских легкоатлетов от Олимпиады, – полная. Совпадение даже во фразе: «Не нравится? Обращайтесь в суд!»
Хотя одно исключение есть. На клич «Наших бьют» когорта чиновников порвет любого, кто попытается их обидеть (случай старый, но уж больно врезался в память). Но когда чиновников начали склонять на международном уровне, они предпочли промолчать. Почему? Потому что для наказания своих граждан достаточно выдернуть пару статей из сотен законов, указов, приказов, регламентов и доказать свою компетентность и незаменимость. И на зарплату от государства можно каждое лето греть пузо где-нибудь под южным солнцем. А чтобы противостоять профессионалам из-за бугра, необходимо целостное оконченное образование, соответствующая практика и напряжение мозга.
Раскрутка допингового скандала продолжалась в течение года. Десять раз можно было спрогнозировать конечную цель, привлечь юристов и предпринять конкретные шаги, а не ждать развития событий. Но, увы, профессионалов в среде чиновников не нашлось.
И, пожалуй, еще одна разница. Сборная России – это 387 спортсменов, а водителей в РФ – 40 миллионов.
Напоследок предлагаю вам испытать то, что сейчас испытывают российские спортсмены.
Возьмите в руки линейку. Цена деления – 1 мм. А теперь представьте, что погрешность измерений этой линейки – 16 мм. Можете? Я – нет.
Состояние опьянения наступает при уровне алкоголя в крови выше 0,3 г/л, что соответствует 0,15 мг/л в выдыхаемом воздухе. Данный предел существовал до 2010 года и подтвержден исследованиями.
Принятая суммарная погрешность любого алкотестера 0,16 мг/л при цене деления 0,01 мг/л. Складываем: 0,15 + 0,16 мг/л = 0,31 мг/л. При показаниях ниже 0,31 мг/л водителей признают пьяными, хотя таковыми они не являются. Если водитель попался 2 раза при показаниях менее 0,31 мг/л, ему грозит до двух лет лишения свободы.
А сейчас попробуйте другу, соседу или сослуживцу объяснить, что применять прибор с ценой деления 0,01 мг/л и погрешностью 0,16 мг/л – абсурд. Наказывать водителей при показаниях ниже 0,31 мг/л – абсурд. И что «пьяный водитель» и «признанный пьяным водитель» – это две большие разницы. Лишать человека свободы на два года только потому, что тупая железяка попала в хитрые руки, – недопустимо.
Вас не услышат, вас не поймут, вам плюнут в лицо…
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора и с сайта Gibdd.ru