Вместо эпиграфа процитирую стихотворение «Будущее» С. Кузнецовой: «В заброшенной русской деревне живет одинокий еврей». Журнал «Смена», май 1991 года (СССР был еще жив).
Что ждет автомобилистов в обозримом будущем? Для этого не нужно быть семи пядей во лбу, для этого достаточно заглянуть в Перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 14 марта 2016 года, которые президент России утвердил 11 апреля 2016 года. И вряд ли будущее водителей можно назвать радужным.
Первое и главное: «…подготовить совместно с Банком России и некоммерческой организацией «Российский союз автостраховщиков» и представить предложения… по разработке дополнительных мер стимулирования применения страховыми организациями повышающих или понижающих коэффициентов страховых тарифов обязательного страхования в связи с наличием или отсутствием в предшествующие периоды установленных фактов неоднократного нарушения Правил дорожного движения, а также предоставления такими организациями дополнительных скидок за безаварийную езду».
Меры уже разрабатываются, и первые наметки опубликованы во вчерашнем номере «Российской газеты». Всю статью пересказывать нет смысла – прочитайте обязательно. Приведу лишь одно предложение: «…страховщики предлагают установить для водителей, совершивших от 5 до 9 грубых нарушений в год, повышающий коэффициент 1,86, то есть поднять стоимость страховки на 86 процентов».
Считаем. Если вы купили страховку с КБМ=1, что для Челябинска составляет для автомобилей с двигателем до 100 л.с. 9,5 тысяч рублей, и за год автоматические камеры щелкнули ваш автомобиль 5 раз, то извольте на следующий год заплатить 17,7 тыс.
Если вы еще не догадались, о чем идет речь, то разъясняю. Водителям сейчас проще заплатить несчастные 500 руб. штрафа, чем мытариться по очередям в ЦАФАП, доказывая свою невиновность. И одно дело, когда у жены просишь 500 руб. на штраф после поездки в магазины за новыми шмотками, и совсем другое – намекнуть, что нужно 17 тысяч вместо 9 единовременно…
Вывод однозначный: социальная напряженность в нынешних очередях в ГАИ – невинная забава по сравнению с тем, что начнется в следующем году. Правило «не нарушай, и наказания не будет», как неоднократно было доказано, не работает. Водители руками и ногами будут прокладывать себе путь в кабинеты и зубами выгрызать отмену постановлений.
Второй момент – ужесточение требований к автошколам. Да-да, уважаемые. Новые правила сдачи экзаменов в ГАИ с 1 сентября 2016 года и объявленное в связи с этим окончание эпопеи борьбы с плохой подготовкой водителей, оказывается, еще не конец. «И вечный бой, покой нам только снится».
Вбуханные силы и средства в повышение качества обучения в автошколах дали нулевой результат. Чтобы сделать хорошую мину при плохой игре, ГАИ пошла на подлог и снизила стаж для новичков с трех до двух лет. Соответственно, СМИ протрубили о снижении количества ДТП с новичками по разным источникам с 33 до 26,5%.
Нужно быть крупным идиотом, чтобы не заметить основной принцип ужесточения требований к обучению: всеми правдами и неправдами заставить автошколы драть деньги с курсантов, а уже с автошкол выкачивать деньги поставщикам автоматизированных автодромов, компьютерных классов, тренажеров, плакатов и прочей ерунды.
Почему ерунды? Потому что любой ребенок среднего школьного возраста вам расскажет, что человек миллионы лет бегал по полям и лесам. Тело человека приспособлено падать, а мозг успевает обрабатывать информацию с периферии зрения на скоростях до 35 км/ч.
Против природы не попрешь. Инструктор автошколы и инспектор на сдаче экзаменов в ГАИ чувствуют себя неуютно, если курсант вдруг едет быстрее 40 км/ч. А курсант по окончании автошколы не умеет ездить быстрее 40 км/ч. Ему так комфортно, его мозг приспособлен оценивать уровень безопасности на данной скорости.
Статистика упряма. Увеличение количества занятий курсанта с инструктором в автошколе ведет к увеличению ДТП с новичками. Когда ученик готов к движению со скоростями, большими, чем 40 км/ч, он должен начинать ездить без посторонней помощи, самостоятельно принимая решения. Если ему эти решения подсказывают извне, то мозг быстро адаптируется к подсказкам, так как гораздо легче реагировать на чужие слова, чем анализировать ситуацию и выдавать верное решение, за которое нужно нести ответственность.
Главным результатом драконовских экзаменов, запредельной стоимости обучения и непомерной цены ОСАГО для новичков станет дальнейшее снижение продаж автомобилей в России. Нет новых водителей – нет продаж. Десятки тысяч работяг пойдут на улицу.
У нас любят реабилитировать посмертно. Не удивлюсь, если инициаторов автошкольных реформ завтра обвинят в подрыве устоев государства, всё, что нажито непосильным трудом, конфискуют, а назавтра реабилитируют или отпустят по УДО. Опыт имеется. Может, о таком развитии событий идет речь в документе?
Имеется один радостный момент: «Разработать и утвердить план мероприятий по предотвращению дорожно-транспортных происшествий, связанных с выездом транспортных средств на полосу встречного движения». О решении проблемы с ДТП, связанными с выездом на встречку там, где это запрещено, начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции Нилов Виктор Иванович доложил еще в 2011 году: «Сегодня, к примеру, серьезно встает проблема выезда на встречную полосу в тех местах, где это не запрещено».
За 13 лет воспитания водителей в самом жестоком режиме под знаком «Обгон запрещен» не обгоняет никто. Если за чадящим КАМАЗом выстроилась километровая пробка – все послушно едут. Но как только запрещение обгона закончилась, все лезут вперед, получается куча-мала из обгоняющих. И не дай бог в этот момент появиться встречному транспорту.
Или наоборот. Догоняет водитель КАМАЗ и видит, что через 100 метров обгон будет запрещен и ему придется 5-6 километров глотать сажу от давно выработавшего свой ресурс движка. Он рискует, идет на обгон и…
Хочется верить, что выполняя поручения президента, чиновники из правительства вернут в ПДД норму о разрешении обгона транспортных средств, движущихся со скоростью до 30 км/ч, в местах, где обгон запрещен.
И в заключение о мелочах: ужесточат наказание за пешеходов; начнут фиксировать нарушения, применяя автоматические средства радиочастотной идентификации регистрационных знаков; изучат возможность (считайте – разрешат) привлекать к ответственности на основании съемки на мобильные телефоны граждан; установят государственный надзор за проведением технического осмотра и т.д. и т.п.
Больше всего порадовала заключительная фраза: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации… обеспечить разработку органами местного самоуправления… программ по формированию законопослушного поведения участников дорожного движения».
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора