Зима в этом году снежная настолько, что критика дорожников превратилась для моих земляков в некое подобие национальной идеи – этакое объединяющее начало, где пенсионеры согласны с бизнесменами, студентами, работниками бюджетных организаций и даже интеллигентской прослойкой. Все те, кто обычно испепеляет друг друга в комментариях, дружно смеются над издевками в адрес дорожников. «Плохо чистят, ой как плохо...» Плюс один. Плюс два. Плюс сто два.
Что я видел этой зимой? Деда Мороза не видел. Зато видел двор, где от узкого проезда осталась безальтернативная колея. Видел застрявший у офиса «КИА», видел горы снежной отработки. Видел я и дороги, у которых правый ряд кастрирован снежным бруствером и напоминает теперь взлетную полосу для велосипедов.
Впрочем, если брать мой личный опыт, то особенных проблем с нечищеными дорогами ни в эти годы, ни в прошлые я не испытывал. В этом месте так и просится реклама какой-нибудь полноприводной машины, на которой я якобы езжу, но нет, машина самая обычная, легковая.
Да, я приспособленец. Я тридцать с лишним лет приспосабливаюсь к жизни в нашем климате. Когда падает снег и дороги покрываются белым, я не жду, что их очистят за первые минуты после снегопада (тем более – во время оного).
Мне вообще нравится снег и нравится ездить по насту, который образуется после бодрого снегопада. Когда мы начинали водить машину (а машина была какой-нибудь «шестеркой»), в этом процессе был некий вызов, приключение, азарт. Со временем он поизносился и ушел, но как только дороги становятся скользкими и требуют сосредоточенности, азарт возвращается снова. В Англии любители проверить свои водительские скиллы покупают за безумные деньги TVR или Lotus, а в России достаточно дождаться снега.
Я убежден, что в стране, где снег на большей части территории лежит как минимум шесть месяцев в году, умение ездить по насту и льду является обязательным, как умение парковаться. Этому, правда, не учат в автошколе, как не учат и езде в дождь. Но никто при этом не жалуется, что дороги вовремя не осушили, а просто адаптируются к ситуации.
К слову, многие постигают навыки «скользкой езды» на пустой безопасной площадке, поэтому если вы новичок, уделите подобным тренировкам несколько вечеров: дрифтовать вам не обязательно, но почувствовать предел сцепления очень полезно. Только убедитесь, что площадка большая и пустая: автомобиль будет скользить неожиданным для новичка образом и дальше, чем вы планировали.
Нередко после снегопадов город захлебывается от пробок, но зачастую пробки эти «самодельные». Водители, которые еще вчера носились 140-160 км/час по трассам и были убеждены в полном контроле над ситуацией, вдруг стали такими боязливыми, что на 40 км/час едут с лицом Петра Нестерова перед тараном. А со светофора трогаются, словно везут рефрижератор яиц. Я согласен, в снегопад нужно быть осторожнее, но всему есть разумный предел.
Я не фанат антигололедных средств и предпочитаю ехать по белому насту, чем по отвратительной и не менее скользкой жиже, которая образуется от применения реагентов. Кстати, большинство «поливок» имеет свойство очень долго сохнуть после схода снега, в результате дорога остается скользкой много дней. Что касается каменной крошки, которой подсыпают города и федеральные трассы, при таянии снега она обстреливает кузова и стекла автомобилей, особенно когда тебя обгоняет обретший смелость летчик, который еще вчера стартовал по снегу в темпе трактора «Беларусь».
Я не хочу звучать адвокатом коммунальных служб, если их бездействие имеет место быть, но мне представляется, что убирать дороги нужно целесообразно. Для меня «алармом» являются две вещи: глубокая колея в снежном насте или обилие на асфальте снежной каши, которая провоцирует так называемый слэшплэнниг (по аналогии с аквапланированием). Если же речь о равномерном снежном насте или просто талой дороге, я предпочитаю невмешательство в дела природные. Может быть, на горных перевалах дорожники в самом деле должны быть стремительнее снегопадов, но на равнине нужно быть готовым к езде по снегу, льду, каше и колеям. Хотя бы несколько дней в году.
К слову, некоторые земляки доходят до крайностей и ждут, видимо, что даже в снегопад дорожники будут продирать дороги до самого асфальта. Стоит ли? На меня, например, повлияла поездка в Норвегию, где сотни километров загородных дорог укрыты снегом и невероятно скользким льдом. Наши машины были обуты в нешипованную резину, предназначенную для мягкой европейской зимы, поэтому езда требовала концентрации. А для норвежцев это норма: они просто выбирают шипованную резину и адекватную скорость движения. На одного из членов нашей группы, который погнал по тем дорогам в привычном ему режиме, добропорядочный викинг донес в полицию.
В конечном итоге в российских ПДД тоже есть п. 10.1, обязывающий водителей выбирать скорость движения, которая не просто укладывается в заданный лимит, но и соответствует условиям движения. Если под колесами снег или лед – избегайте крайностей, и все будет хорошо. На открытых участках дороги даже по свежему снегу вполне можно ехать с разрешенными в городе скоростями, без компромиссов для безопасности и пропускной способности дорог. Конечно, перед переходами и перекрестками тормозить придется раньше, но водитель в принципе не должен делать все в последний момент, тем более зимой.
И сдается мне, для своего же блага лучше подружиться со снегом, чем из года в год жаловаться на нерасторопность дорожных служб.