Ящик был большой и тяжелый. Нам помогли – человек 20 здоровых ребят подняли его и запихнули в кузов ЗИЛ-131. В кузове нас было четверо – три дембеля и прапорщик. «Дембельский аккорд» – сопроводить груз до Челябинска. Было это 30 лет назад – 25 октября 1986 года.
Два года солдат живет мыслью об увольнении в запас. Я его представлял себе по-разному, но первое, что хотел сделать, когда машина выйдет за ворота части, – это бросить курить. Я и закурил-то в армии.
В Магдебурге нас встретили комендачи и на сопровождение подбросили еще два груза. Первый – прапорщик, который погиб в ДТП. Его везли до Москвы. А второй ящик – маленький, до Бреста. Девочка 7 лет. Очень хорошо запомнил ее мать – абсолютно белое лицо.
Окончательно стало понятно, что курить в ближайшие дни я не брошу.
А потом было возвращение к гражданской жизни. Я восстановился в университете. Самая большая трудность, с которой пришлось столкнуться, заключалась не в том, чтобы включить мозги и вспомнить все, что забыл за два года, а в переходе на нормальный человеческий язык. В мотострелецких войсках применялся не только великий и могучий. Ругаться научился еще на нескольких языках необъятного СССР от далекого Закавказья до очень Средней Азии.
И в то время больше приходилось молчать, а любую фразу долго обдумывать, чтобы с языка не сорвалось выражение, от которого стены универа вздрогнут. Со стороны это было проявлением тупости. По первой отношение преподавателей и студентов в новой группе было соответствующим. Единственная отдушина – закурить на перемене.
Но все-таки курить я бросил. Помог мне мой друг Лев Геннадиевич. Он мне сказал: «Запомни, Анатолич, повод закурить найдется всегда. Повода не курить не будет никогда! И второе. Лови кайф от того, что не куришь».
И в понедельник, 24 октября 1988 года, я «завязал». Поводов закурить сразу нашлось множество. Но я поставил себе цель – не курить минимум два года (2 года – время, спустя которое организм полностью забывает о никотине) и все поводы игнорировал.
В первый день я зашел в курилку и сказал: «Я бросил курить!» Мозг натурально поплыл как от сильнейшего алкогольного опьянения. До сих пор, когда на улице просят закурить, а я отвечаю: «Не курю», – эмоции захлестывают.
Обо всей это истории я вспомнил спустя 18 лет в 2006 году. В тот год я впервые опубликовал свои записи, которые стали прообразом книги о взаимоотношениях с ГАИ, и потихоньку начал задумываться над тем, как веду себя на дороге. Поглядел на себя со стороны.
Окончательной и бесповоротной точкой стала очередная поездка на юг – 2750 км в одну сторону. Гнал, конечно, нарушал. Поспал посреди дороги пару часов за Саратовом. Хотел быстрее доехать. Геройствовал. А потом сел и посчитал, что особого выигрыша во времени не было. Если бы не гнал, то приехал бы на пару часов позже. Если бы нормально поспал, то приехал бы еще на три часа позже. Стоило ли из-за пяти часов экономии времени рисковать собой и пассажирами? Нет!
Оставалось одно – отказаться от подобной манеры вождения и начать соблюдать правила на 100%, а не сортировать пункты ПДД в зависимости от наказания. Но все оказалось не так просто.
В Челябинске от въезда со стороны Екатеринбурга до выезда в сторону Уфы – всего 18 км. Наш город не такой уж и большой. На скорости 60 км/ч весь путь займет 18 минут. Глянуть по карте, где пробок нет – пять минут времени. Даже если на половине светофоров простоишь, то потеряешь минут 10-15. Итого потери – 20 минут максимум.
Если вы движетесь со скоростью не более 60 км/ч, то из-за светофоров и переходов вас часто будут догонять те, кто едет порядка 40-50 км/ч, а вы будете с завидной периодичностью догонять тех, кто гонит под 80 км/ч.
Если есть желание оторваться от потока, то по городу нужно ехать 90 км/ч, но при этом риск попасть в ДТП возрастает в 10 раз.
Мозг просчитал все вышесказанное, сознание подключило память и выдало, что все действительно так, но эмоции не давали покоя. Выезжаешь на дорогу, а тебя подрезают. Не по понятиям: «Эй, ты! Ты что творишь?! Да я тебя!»
Но два золотых правила, которыми я руководствовался, бросая курить, и о которых вспомнил, помогли и здесь:
Повода не нарушать ПДД не будет никогда, повод нарушить найдется всегда.
Получай удовольствие от того, что ездишь по правилам.
Алгоритм работает, проверено на себе. Вы попробуйте, и вам понравится.
Особенно второе правило. Как говорится, «поражает не сама наглость, а возможности, которые она открывает». Если видишь, что нарушение кем-то ПДД дает выигрыш во времени, то очень тянет подражать. Но если простил и отпустил неадеквата, то переборол сам себя. Других можно обмануть, себя – никогда.
Не участвуйте в соревнованиях на дороге. Подобные состязания – как олимпиада для дебилов. Даже если ты приехал первым и занял первое место в гонке, ты все равно остаешься дебилом. Гонка болезнь не лечит.
Если утром приехал на работу, не нарушив ни одного пункта ПДД, хотя тебя с десяток раз провоцировали поучаствовать в олимпиаде, поверьте, настроение будет прекрасным.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора