Подводя итоги года, мы расскажем о самых горячо обсуждаемых автомобилистами темах. Чем запомнился 2015-й, как удивил и что показал? Скандалы, релизы, новшества и изменения в законодательстве - читайте обо всем этом в нашем материале.
Скандал года: система «Платон»
15 ноября 2015 года в силу вступил законопроект, вводящий платный проезд по федеральным автодорогам для грузовых автомобилей массой 12 и более тонн. Для сбора денег за каждый пройденный фурами километр пути была создана система «Платон». Собранные средства, как сообщается, пойдут на ремонт старых дорог и строительство новых. Фуры на повинность попали потому, что, по сообщению Росавтодора, именно они наносят наибольший вред асфальтовому полотну.
Еще накануне запуска системы дальнобойщики начали возмущаться и бастовать. Причин тому несколько. Во-первых, это стоимость километра пути: по мнению водителей грузовых автомобилей, 3,73 рубля – это слишком высокая цена, учитывая, что автомобилисты на данной категории транспорта и без того платят повышенны налог. Во-вторых, «конские» штрафы за уклонение от платного проезда. В ноябре озвучивалась следующая «денежная» ответственность: водитель получит пять тысяч рублей штрафа, должностное лицо, ответственное за движение ТС, – 40 тысяч, индивидуальный предприниматель – 40 тысяч, и юридическое лицо – 450 тысяч рублей. Изначально также планировалось, что повторное нарушение будет караться еще строже: для ИП и должностных лиц штраф вырастет до 50 тысяч рублей, а а для юрлиц – аж до одного миллиона. Ну, и третья причина возмущения – «сырость» и невозможность нормального функционирования самой системы «Платон».
В итоге водители грузовых автомобилей по всей стране высказали громкий протест нововведению: регулярно они выходили на митинги, тормозили поток так называемой акцией «Улитка» (когда водители большегрузов движутся в потоке со скоростью, не превышающей 10-15 километров в час. – Прим. автора), обращались к главам государства с просьбой разрешить конфликт. Зафиксированы и более суровые попытки дать бой «Платону». Так, например, в Тольятти неизвестные подожгли офис компании, которая должна взимать плату с водителей большегрузов. А 25 декабря был зафиксирован сбой в работе системы «Платон». Как объяснили представители компании, из-за двумя DdoS-атак, осуществленными хакерами из-за рубежа. По оценкам, ущерб составил порядка $2 млн.
Добиться забастовками удалось следующего: были снижены штрафы – до пяти-десяти тысяч рублей для всех случаев (не будет штрафоваться проезд расстояния менее 50 километров); ведется рассмотрение законопроекта, который уже в январе 2016 года может ввести годовой мораторий на штрафы; президент РФ Владимир Путин порекомендовал правительству отменить транспортный налог – это, по мнению главы государства, снизит напряжение в связи с введением в действие системы «Платон». Кроме того, снизилась стоимость километра: сначала до 3,06 рубля, а затем и до 1,53. Тариф упал, но только на три с небольшим месяца. Согласно постановлению правительства, уже в марте 2016 года вернется цифра 3,06. Все эти «послабления» водители тяжелых грузовых автомобилей достаточными не считают, а потому намереваются продолжать забастовки.
Релиз года: Lada Vesta
Долгожданное событие в автомобильном мире – АВТОВАЗ выпустил действительно стоящий и современный продукт. В продажу машины поступили в ночь на 25 ноября, тогда же президент российского автогиганта Бу Андерссон объявил стоимость Vesta – от 514 тысяч рублей. Основными конкурентами новинки станут проверенные временем Renault Logan, KIA Rio, Hyundai Solaris и Volkswagen Polo. В базовой версии покупатель получит следующие опции: ABS, усилитель руля, подушки безопасности, электростеклоподъемники, крепления Isofix, бортовой компьютер, сигнализацию, системы стабилизации, помощи при старте в гору и систему оповещения экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС. За почти 60 тысяч плюсом к начальной стоимости ко всему перечисленному добавятся кондиционер, подогрев сидений и зеркал, парктроник и аудиосистема.
На тест-драйве Vesta показала себя молодцом. Пожалуй, самый просторный автомобиль в своем классе. Да, не самый богатый салон, но есть все необходимое. От конкурентов точно не отстали. Едет машина отлично. Тестовый автомобиль был оснащен роботизированной трансмиссией, которая немного испортила общие впечатления. Старт с места у робота выходит уверенный, а вот переключения не лишены заметной паузы, когда на самом гребне разгона машина обмякает и около секунды собирается с духом, прежде чем выдать новую порцию ньютоно-метров. И даже несмотря на мелкие проблемы, радует, что в России наконец-то появился достойный автомобиль.
Ужесточение года: уголовная ответственность за «автопьяниц»
С 1 июля 2015 года в силу вступила поправка, значительно ужесточающая ответственность для автомобилистов, повторно попавшихся за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Если раньше «уголовка» за хмель грозила лишь в случаях, попадающих под статью 264 УК РФ (если пьяный водитель совершал ДТП с пострадавшими и погибшими), то теперь ситуация в корне изменилась.
Появилась новая статься – 264.1 «Нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». Попадет под нее человек, который уже привлекался к административной или уголовной ответственности за пьяную езду и вновь сел за руль подшофе – во время срока лишения или спустя год после возврата прав. В этом случае штрафом в размере 30 тысяч рублей ему уже не отделаться. Вместо этого судить его будут уже по уголовному кодексу, а наказание назначат гораздо более суровое – от солидного штрафа до принудительных работ и даже лишения свободы.
Такое нововведение кажется вполне оправданным и своевременным, поскольку водители, решившие сесть за руль пьяными, несут реальную угрозу безопасности дорожного движения. По данным ГИБДД, за 11 месяцев 2015 года на территории нашей страны по вине хмельных автомобилистов произошло свыше 11 тысяч аварий. В этих происшествиях оборвались жизни 2725 человек, еще более 16 тысяч были ранены.
Отметим также, что ранее мы проводили опрос среди читателей, чтобы узнать мнение общественности о введении уголовной ответственности для «алководителей-рецидивистов». По итогам большинство ужесточение поддержали: 37% респондентов полностью поддерживают данное изменение в законодательстве; еще 22,6% считают, что необходимо и дальнейшее ужесточение. Однако есть и несогласные: так, 14,4% опрошенных считают, что «это лишь увеличит коррупцию», и 14,6 % опасаются, что многие могут попасть под «уголовку» незаслуженно.
Нововведение года: большой брат оштрафует вас!
Перекрестки и улицы российских городов заполонили камеры видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Они вызвали массу споров среди водителей. Одни рады появлению техники, которая поможет исправить существующее положение с массовым игнорированием ПДД, другие отнеслись к этому с агрессией и вновь отчитали ГИБДД за то, что они не работают. Нашлись и те, кто выяснил, что определенный процент со штрафов получает компания, которая обслуживает камеры. Их основная претензия: камеры будут фиксировать нарушения, которых не было. В ответ на это ГИБДД начали запуск сайтов, на которых можно будет посмотреть видеоролики, за которые был получен штраф.
Как ни крути, но новинка уже начала приносить результаты. Оказывается, российские водители способны останавливаться до стоп-линии, поворачивать налево или направо из правильного ряда, а не как им удобно, и ездить с разрешенной в городе скоростью.
Фото: Фото из архива редакции