Есть тонкая ирония в том, что термин «лошадиная сила» (horse power) ввел в употребление человек, чье имя вытеснило лошадиные силы из научного обихода – Джеймс Уатт или, в другой транскрипции, Ватт. И молодец – колхозный термин «лошадиные силы» уже давным-давно следовало изъять из оборота.
Само название сбивает с толку, ведь любому ясно, что лошадь развивает куда больше лошадиной силы. Дохленький карт выдает порядка 5 л.с., лошадь же способна на 10 л.с., а если ее напугать – то и на 15 л.с. (плюс центнер навоза).
Но термин все же отдает лошадиным душком, потому что Уатт придумал его в пропагандистских целях. «Промоутер» паровых машин хотел величину, которая наглядно покажет его клиентуре, сколько печальных кобылок будет пущено на колбасу при внедрении одной чудо-машины Уатта. Поэтому он брал в расчет не скаковых лошадей на спринтерской дистанции, а тягловую силу, приводящую в движение мельницы. Да еще усреднял их работу в течение дня, а там сами знаете – перерывы, перекуры, сбор навоза. В итоге получилась та самая лошадиная сила, к тому же вычисленная в фунто-футах в минуту (британские ученые же...). В международных единицах такая лошадиная сила равна 745,7 Вт.
Позже в странах с метрическим исчислением лошадиную силу слегка округлили, положив, что это мощность, затрачиваемая на подъем груза массой 75 кг со скоростью 1 м/с. Утрируя, можно сказать, что такую мощность выдает рослый крановщик, быстро-быстро карабкающийся на рабочее место по причине опоздания. А в привычных единицах одна метрическая лошадиная сила – это 735,5 Вт.
Как видите, в мире есть два типа лошадиных сил: наша, метрическая (735,5 Вт), и оригинальная, джеймсуаттовская (745,7 Вт). Парадоксально, что обе используются до сих пор, и если в России имеют в виду метрическую л.с., то на Западе популярна вторая.
Поэтому и обозначений несколько. Наша, российская «лошадь» в иностранных источниках обозначается как PS от немецкого Pferdestärke – собственно, лошадиная сила. А вот британская «лошадь» наречена hp, а чаще – bhp от словосочетания brake horse power. В дословном переводе это означает «тормозная лошадиная сила». Но дело не в клофелиновых евролошадях, а в способе измерения мощности за счет приложения на выходной вал тормозного момента.
Кстати, читая англоязычные источники, не стоит путать наши PS и их bhp. Разница между ними чуть более 1%, но иногда и это важно. Например, мы все гадаем, как это Volkswagen умудрился выпустить мотор 1,8 TSI с мощностью 152 л.с., столь неудобной для наших налогов. А все просто – если считать на западный манер, двигатель развивает 150 bhp.
Примеры расчета мощности в разных единицах измерения
Возьмите фен, электроплиту, пылесос – вы нигде не найдете лошадиных сил. Где можно, используются ватты и киловатты. В них же измеряют мощность ТЭЦ и электровозов. Потому что ватты гораздо удобнее. Один ватт – это ровно один джоуль в секунду. Один джоуль – это один ньютон на один метр. Один ньютон – это сила, необходимая для разгона тела массой один килограмм на один м/с за одну секунду. В том и смысл международной системы измерений СИ, чтобы все было ровно, кратко и аккуратно. А лошади – это к зоологам.
Тем не менее в автомобилестроении лошадиные силы прижились, и хотя инженеры всегда «катают ватты», для обывателей мощность переводят в более привычные лошадиные силы. Я думаю, потому что в попугаях длиннее. Например, 300 кВт – это уже 400+л.с. Солидно. Вообще если хотите перевести киловатты в л.с., умножайте на 1,36.
Количество лошадей стало одним из основных параметров двигателя и автомобиля вообще. Больше лошадей – круче машина – сытее владелец. Никто не интересуется массой автомобиля, его коэффициентом Сх и площадью фронтальной проекции, зато из лошадиных сил сделали культ. Многие проводят параллели между «лошадностью» и удовольствием от езды, хотя на самом деле связь здесь далеко не прямая. Танки развивают по 1000 л.с., но удовольствие от вождения там весьма специфическое.
К тому же нужно понимать, что приведенное в паспорте значение – это максимальная мощность, полученная при высоких оборотах и полностью нажатой педали газа. Мы же ездим при средних оборотах на малом и среднем газу, поэтому в городе, например, используем 50-70 л.с., даже если в паспорте нарисованы все 300.
Корреляция между мощностью и разгоном, безусловно, есть: чем мощнее мотор «в пике», тем обычно больше и крутящий момент на средних оборотах, хотя здесь много нюансов. А вот на что мощность влияет почти без посредников – это на максимальную скорость (при одинаковом шасси и трансмиссии). Правда, тенденция здесь довольно разочаровывающая: чтобы увеличить максималку в два раза, мощность нужно поднять грубо в 8 раз – зависимость близка к кубической.
Со временем лошадиные силы стали еще и маркетинговым инструментом. Современные технологии позволяют отрегулировать мотор на разное количество «лошадей», подняв мощность ради вау-эффекта или урезав под налоговые особенности рынка сбыта.
А вообще, несмотря на усилия экологов, лошадиная сила еще долго будет предметом вожделения. Люди слишком уважают силу.