Увы, это так. На дорогах вновь появились мотоциклисты, скутеристы, велосипедисты. Лавирующие в потоке, проскакивающие между рядами они почти всегда неожиданно появляются в поле зрения водителя. Как одним выжить, а другим не оказаться за решеткой?
Первый и главный совет: «Увидел байк сзади, помни о нем, пока он не окажется спереди».
Теперь разберемся, почему водители автомобилей зачастую не успевают увидеть байкера.
На рисунке показано, что такое «мертвая зона».
Двумя глазами перед собой водитель обозревает сектор примерно 120º (выделен синим цветом).
В зеркало заднего вида над лобовым стеклом (фиолетовый цвет), водитель видит часть пространства за автомобилем.
Два зеркала на передних дверях позволяют наблюдать за секторами справа и слева позади (зеленый цвет).
Как видим, с обеих сторон автомобиля существуют «слепая» или «мертвая зона», в которой может оказаться автомобиль или мотоцикл, и водитель его не заметит. Перед любым маневром необходимо убедиться, что в «мертвой зоне» нет транспортных средств, то есть как минимум слегка повернуть голову.
Из-за превышения байкерами скорости они могут оказаться в «мертвой зоне» в любой момент.
От аварий из-за нахождения мотоциклов в мертвой зоне могут уберечь, пожалуй, только сигналы указателями поворота. Их заблаговременная подача позволит байкеру, который вас догоняет и который, возможно, находится в «мертвой зоне», или притормозить, или ускориться, или подать звуковой сигнал. Заблаговременной будет подача сигнала указателями поворота не менее чем за 3-4 секунды до маневра.
Но включение указателей заранее, до маневра, подразумевает плавное, аккуратное вождение. Ни о каких резких перестроениях, чтобы вырваться вперед и оторваться от потока, речи не идет, поскольку от принятия решения о перестроении до начала выполнения маневра проходят те самые 3-4 секунды.
Отсюда привычка «крутых» водителей не включать поворотники, ведь от принятия решения о маневре до начала его выполнения у них проходят доли секунды, в которых не умещается перемещение левого подрулевого переключателя вверх или вниз. Как следствие, со временем вырабатывается навык – не включать поворотники совсем. Другие водители начинают копировать поведение «крутых» и считают подачу сигналов указателями поворота «несолидным», боятся выглядеть белыми воронами или «лохами», забывая, что в первую очередь эти сигналы – их собственная безопасность. Да пускай обо мне хоть что думают – 32 года вождения не отучили включать указатели.
Если ваш автомобиль затонирован в полном соответствии с «Техническим регламентом», то есть вы затемнили только заднюю полусферу, то байкера позади автомобиля вы не увидите. От его неожиданного появления вас спасут только указатели поворота. Затонировался – не ленись включать поворотники.
«Мертвая зона» справа больше. Потому байкерам можно только пожелать не опережать автомобили справа, хотя с 2010 года такой маневр и не запрещен.
Отмечу еще пару моментов.
Во-первых, безопасный боковой интервал при объезде стоящего автомобиля – ширина открытой двери. В пробке, когда мотоциклисты решают проехать между рядами, данный боковой интервал ими не соблюдается.
Водителям можно только посоветовать аккуратно соблюдать требования ПДД, которые запрещают открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения. Нет ничего проще, чем перед открытием двери глянуть в зеркало заднего вида.
Во-вторых, далеко не каждый человек способен быстро переводить взгляд с близкого расстояния на дальнее. Ударный разгон на байке – не для всех. Не стройте из себя супермена, если набор скорости отключает ваше зрение. Подробно описывал в статье «Лоси и олени».
И в заключении – об экипировке.
Согласно «Справочнику по безопасности дорожного движения» под редакцией профессора В.В. Сильянова, Осло – Москва – Хельсинки, 2001 г., использование защитной одежды (перчаток, обуви, кожаной одежды) может снизить ежегодную вероятность травмирования мотоциклиста на 40%. Применение шлема сокращает количество травм головы у водителей мопедов и мотоциклистов приблизительно на 45%.
Молодежь, рассекающая по дорогам на скутерах, пренебрегает элементарными средствами защиты. «Взросление – это когда едешь на мотоцикле без каски и чувствуешь себя не крутым, а идиотом».
И в заключение. Любое сообщество образуют люди с разными взглядами, различными принципами. К сожалению, в любом сообществе встречаются «отморозки». Не минула чаша сия и байкеров, и велосипедистов, и водителей автомобилей. Не копируйте поведение неадекватных участников дорожного движения, не опускайтесь до их уровня, оставайтесь на дороге самим собой. Проявите уважение друг к другу. Начните хотя бы включать указатели поворота.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.