Подъезжаю к светофору, и вдруг машина впереди сворачивает в недостроенный «рукав» справа в объезд Т-образного перекрестка. Есть у нас такие. За той машиной сворачивает «Газель», а следом сворачиваю я. А рукав, напоминаю, недостроенный. Дорога – что лунная поверхность, задний мост «Газели» танцует нижний брейк, у меня под днищем что-то скребет. На светофоре, который мы пытаемся обхитрить, загорается зеленый, и весь табун благополучно обгоняет нас по ровному асфальту. Поматерившись и кое-как выехав на улицу, я пытаюсь сообразить: на кой черт меня потащило по недострою?
Стадный инстинкт. Такие глупости совершаются машинально: организм, не спрашивая разрешения, берет и делает, поддаваясь гипнотическому обаянию коллективного идиотизма.
Это проявляется не только во время вождения. Пешком очень сложно пережидать красный, когда все идут напролом. Если, допустим, люди стоят, ты с легким сердцем стоишь рядом. Но едва кто-то пошагал, толпа, как нарыв, извергается на проезжую часть, не глядя на светофор. А дураком всегда чувствует себя тот, кто остался.
То же – за рулем. На светофоре один дернулся на красный, и все задергались. Один проскочил, и остальные чувствуют пустоту в душе: эх, надо было за ним... Зачастую не важно, склонны ли они нарушать в обычной ситуации, но срабатывает непроизвольное желание быть как все. Не хуже. Не лоховатее. Уже не чувство локтя, а чувство рога. Муууу – и помчались.
Иногда это забавно, иногда опасно. Во время обгонов то и дело видишь, как некоторые полубессознательно идут за лидером, за какой-нибудь свирепой иномаркой. Она помчалась в слепой подъем, и все – за ней. Вроде как есть на кого переложить ответственность, хотя вожак еще может увернуться в свою полосу, а задние – не факт.
Вождение – процесс по большому счету механический, полубессознательный. Гипноз толпы действует сильно и незаметно. Вроде бы едешь и едешь, все как всегда... Скорость, рядность – повторяй, не выеживайся, делай синхронно.
И лишь в случае серьезной ошибки или замеса, анализируя действия в ретроспективе, начинаешь осознавать, что просто копировал соседей. А кто-то сзади копировал тебя. И все вместе ошибались.
Чувство рога появилось у нас в результате эволюции как полезная привычка адаптироваться к поведению большинства. Так стая птиц срывается с места, стоит вспугнуть одну особь.
Отчасти это помогает не быть слабым звеном. Скажем, инстинктивно хочется держать скорость потока, но это, по сути, и есть наименьшее из зол. Чувство рога адаптирует наше поведение к некоторому интуитивному варианту, который понятен остальным. В идеальном мире организация движения должна быть такой, что интуитивный и законный вариант совпадали. В реальном приходится себя одергивать.
Бессознательные автоматизмы могут задушить в человеке водителя совсем. И угрозой является не только стадный рефлекс, но и езда по привычке. Соблюдаешь знаки по памяти, делаешь как все – удобно и экономит силы. А потом словно просыпаешься в незнакомом месте и недоумеваешь: как я здесь оказался? Почему не уступил помехе справа? Зачем пошел на обгон? Чужая широкая спина не только защищает, но и закрывает обзор.
Так что иногда нужно будить себя искусственно, нарушая магнетизм толпы. Просто быть собой. Заставлять себя думать. И верно это не только для вождения: паническая скупка валют и телевизоров – из той же оперы.