Установившаяся в декабре невероятно теплая погода вызвала к жизни старую проблему: наказание водителей за грязные номера (правильно говорить нечитаемые регистрационные знаки). С точки зрения обывателя, даже если знаки протереть, они через пяток минут заляпываются, что же теперь каждые пять минут останавливаться, выбегать и очищать их? А потому водители разъезжают с грязными номерами, и искренне удивляются, за что инспектор их наказывает, считая само наказание несправедливым. Увы, но такие рассуждения не соответствуют ни ПДД, ни КоАП.
Сразу начинаем копать очень глубоко. Помимо события правонарушения, которое оспаривать глупо – номера действительно грязные, для наказания водителя необходимо еще и наличие состава правонарушения, то есть наличие совокупности четырех составляющих:
Объект – то есть регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения. Для водителей в большинстве случаев это – безопасность дорожного движения.
Объективная сторона – внешние признаки, характеризующие противоправные действия или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения. Для водителей максимально упрощенно: это нарушение какого-либо пункта ПДД или «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации». В нашем случае речь идет о п. 2.3.1 ПДД, по которому водитель обязан следить за чистотой номеров.
Субъект – физическое или юридическое лицо. В нашем случае – водитель.
Субъективная сторона – наличие в действиях водителя вины в форме умысла или неосторожности.
Но инспекторы при вынесении постановлений даже не задумываются: есть состав правонарушения или нет? И они абсолютно правы, так как большинство правонарушений, которые совершают водители, имеют так называемый «формальный состав». Вот тут, наверное, стоит остановиться, и дотошные читатели сами выяснят, что это такое.
Я лишь ограничусь замечанием, что при формальном составе никого не интересует наступление каких-либо последствий. Для наказания достаточно самого факта правонарушения. При этом никого не интересует наличие или отсутствие вины в действиях водителя – она очевидна и доказательств не требует.
Но даже при формальном составе протокол составляется только в случае, если установлена вина в форме умысла или неосторожности. Если водитель не знал и не мог знать о правонарушении, то в его действиях отсутствует вина. Например, если днем лампочка в ближнем свете фар перегорает во время движения, и водитель не знал и не мог знать об этой неисправности, то наказания не последует.
Формулой «не знал и не мог знать» и пользуйтесь, чтобы определить справедливо наказание или нет.
Возвращаемся к нечитаемым регистрационным знакам. Задайте сами себе вопрос: «В грязную погоду я мог знать о том, что у меня номера уже грязные?» Если погода слякотная, то водитель, либо понадеялся, что номера еще не грязные, либо ему надоело их протирать, и он умышленно едет с грязными номерами. То есть в данном случае вина действительно никого не интересует.
Тогда возникает вопрос: почему инспекторы не наказывают всех поголовно за грязные номера, а частенько отпускают после того, как водитель очистил знаки от грязи?
Все просто. Инспекторы имеют право объявить замечание водителю, что не несет никаких последствий для водителя.
Если вас остановили, то незачем сразу после остановки «лезть в бутылку» и вести себя агрессивно по отношению к инспектору. Достаточно начать нормальный разговор, в котором сразу выясняется причина остановки. Переводим разговор на предмет «ограничиться замечанием», протираем номера и спокойно уезжаем.
Теперь несколько советов на случай проблем.
Во-первых, за грязные номера предусмотрено наказание по ч. 1 ст. 12.2 КоАП – штраф 500 рублей, хотя слишком рьяный инспектор попытается предъявить вам ч. 2 этой же статьи, где наказание – 5000 рублей или лишение прав, утверждая, раз оба номера не видны, то это приравнивается к тому, что их нет. В КоАП формулировки «приравнивается» нет. Ч. 2 – за управление без номеров вообще, а у вас они просто грязные.
Во-вторых, что такое грязные номера, расшифровывается в примечании к ст. 12.2 КоАП: «если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака». И если вы считаете, что у вас номера относительно чистые, то отсчитываете 20 метров и фиксируете на фото- или видеозапись автомобиль, захватив и номера, и инспектора. Можете, используя свое право представления доказательств, привлечь двух свидетелей, которые позже подтвердят, что номера были различимы.
В-третьих, если инспектор не видел автомобиль в движении, то есть автомобиль сам не останавливал, то он не мог видеть и грязные номера на движущемся автомобиле. Естественно, что они стали грязными уже после остановки.
В-четвертых, если инспектор успел сфотографировать регистрационные знаки после остановки и утверждает, что номера на вашем автомобиле – грязные, то просто скажите, что это – не ваш автомобиль. Как только инспектор вам начнет доказывать, что на фотографии различают какие-то буквы или числа, необходимо немедленно с ним согласится: «Так номера читаемы?»
Перед началом движения вы как минимум должны убедиться, что регистрационные знаки на месте, и протереть их. Контролируйте чистоту номеров. Нет ничего проще сразу после остановки, пока грязь не засохла, прошеркать номер щеткой для сметания снега. Если грязь присохла, то набросайте чистый снег на номер и прочистите.
При подъезде к стационарному посту и в случаях предупреждения другими водителями о «засаде» на дороге, лучше остановиться заранее и протереть номера.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.