Пост про «Медленных сволочей» мог создать впечатление, будто я натуральный зануда. Так и есть. К сожалению, окинув себя придирчивым взглядом, я понимаю, что еще не достиг желаемого уровня сволочизма и все еще могу попасть рубрику «Нарушение месяца». Вот какие правила я нарушаю чаще всего.
Превышение скорости на трассе
В городе быстрая езда увеличивает риски сильнее, чем средняя скорость. На трассе пропорция чуть иная. Порой я превышаю по двум причинам. Во-первых, езда в интенсивном темпе требует большей концентрации внимания, которая при тихоходном темпе имеет свойство расползаться, как кисельная капля. Кроме того, выигрыш во времени получается весьма ощутимым, особенно если речь о пробегах в 700-1000 км в день. Я не уверен, что опаснее: некоторое превышение (скажем, 20-30 км/час) или 10-15 часов за рулем. Идеальный вариант, конечно, не спешить и делать ночевки каждые 500 км, но тогда путь от Челябинска до Москвы может занять, этак, четверо суток…
Возможно, на некоторых участках российских трасс можно было бы чуть-чуть поднять лимиты скорости, а также избавиться от знаков ограничения, например, на объездных дорогах вокруг населенных пунктов.
Что касается рисков лобового столкновения, на двухполосных дорогах, по-моему, они больше зависят от количества тихоходных фур, чем, собственно, от разрешенной скорости.
Сплошная линия
Сознательно я стараюсь не нарушать знаки запрета обгона и соответствующую разметку, но иногда делаю заступ в конце обгона. Почти всегда это происходит в местах пересечения со второстепенной дорогой.
Вообще правила не запрещают обгон на перекрестках, если вы едете по главной. Однако есть один гаденький подвох: нормативы допускают рисовать вблизи пересечений (до и после) по 40 м сплошной линии, если интенсивность движения на перекрестке составляет сколько-то там машин в сутки. Мотивы этого понятны: водитель, выезжая со второстепенки, может не заметить машину, которая обгоняет фуру перед перекрестком.
Не оспаривая смысл запрета, я все же сожалею, что он никогда не дублируется знаком «Обгон запрещен», ибо из-за рельефа дороги или бледности разметки увидеть ее с 300 метров, необходимых для нормального обгона, порой сложно. Кстати, по этой причине я стараюсь не обгонять после знака, предупреждающего о пересечении со второстепенкой, – на трассе он устанавливается за 150-300 метров до перекрестка.
Общественный транспорт
Правила обязывают нас выпускать троллейбусы и автобусы, отъезжающие от остановок, но психологически это почти так же трудно, как уступить последнее место в шлюпке «Титаника». Сначала жди, пока рогатый церемонно вырулит из-за такси или маршруток, потом тащись за ним…
Собственно, общественный транспорт и без этого умудряется ездить, а излишняя вежливость со стороны отдельных водителей может вызывать раздражение тех, кто сзади и торопится. Тем более не все помнят об этом правиле. Вот если бы за энто дело штрафовали, было бы проще обосновать свои действия.
Хотя, подозреваю, водители троллейбусов и их пассажиры имеют пару крепких слов насчет моей философии, и если так – не стесняйтесь в отзывах. Может быть, это придаст нам правильную мотивацию. Тем более я верю, что когда-нибудь крупногабаритный общественный транспорт превратится в эффективный способ перемещения в мегаполисе и в России.
Непристегнутые задние пассажиры
Знаю, есть водители, которые не тронутся, пока все в машине не пристегнутся. И они абсолютно правы: в случае ДТП непристегнутый задний пассажир может банально прибить переднего своей массой.
Но когда дело доходит до практики, я забываю об этом, а может быть, мне просто лень спорить. Спасибо производителям, которые оснащают машины пищалками на непристегнутых передних – хотя бы эта проблема исчезла.
Поворот или движение прямо из неправильной полосы
Стараюсь не злоупотреблять, но иногда в спешке или машинально проезжаю прямо из ряда для поворота налево или поворачиваю, например, из центрального ряда. В обоих случаях убеждаюсь, что соседняя машина не едет по пересекающейся траектории, а если так – уступаю ей.
Обратил внимание, что поступаю так в тех местах, где установка или отсутствие знака движения по полосам нелогична. Например, Т-образный перекресток: мы едем по примыкающей дороге, у которой три полосы и отсутствуют знаки движения по полосам. Основной поток идет налево, и если он будет делать это только из левой полосы, две трети дороги останутся наивно пустыми, тогда как крайний ряд растянется на пару километров. Абсурдная ситуация.
P.S. А вот какие правила я стараюсь соблюдать педантично: скоростной режим в городе, рядность движения, пользование сигналами поворота, правила остановки и стоянки, проезда перекрестков и перевозки детей.