В прошлом году этот дуэт узурпировал гольф-сегмент вопреки cопению скептиков. Focus который год подряд удостоился титула «самая популярная небюджетная иномарка», а Cruze успешно заменил «Лачетти» на посту лидера продаж Chevrolet. Конкуренты продолжают тыкать в модельки «Фокуса» и «Круза» отточенными иглами, но пока не помогает.
Казалось бы, две столь успешные машины должны быть похожи друг на друга, как половинки одного лица, но, как известно, лица асимметричны. Я был удивлен тем, насколько по-разному Focus и Cruze разыграли своих козырей.
Первое знакомство с «Крузом» года три назад загнало эту модель куда-то в середину списка личных предпочтений. Помню, не понравились раздвоенные повадки во время резких маневров, когда корма с запаздыванием дергалась вслед за рулем. Расстроила вместимость задних сидений, которая, с учетом габаритов автомобиля, оказалась ниже ожиданий (особенно на фоне Skoda Octavia). Не впечатлил 1,8-литровый мотор, субъективно показавшийся 1,6-литровым.
В этот раз на тесте был хетчбэк, и впечатление улучшилось. Началось все с багажника: Cruze – самый большой хетч С-класса на рынке, так что 413 литров погрузочного объема оформлены в ровный куб и имеют развитый проем, а еще – несколько приятных мелочей. Под полом – полноразмерная запаска и органайзер для мелочевки, а при складывании сидений получается почти ровный пол.
В принципе, у «Круза» есть конкуренты в номинации «Багажник»: у Citroen C4 при меньших габаритах кузова багажник почти такой же (408 л), разве что площадь чуть меньше. А «паханом» С-отряда является Skoda Octavia с 560 литрами, хотя формально она относится к классу лифтбэков.
Focus-хетч на этом фоне смотрится прямо-таки бедным родственником. Правда, он короче на 15 см, но багажник в 363 л маловат по современным меркам. Плюс при складывании сидений образуется заметная ступенька, за что стоит сказать спасибо полноразмерной запаске, поднявшей уровень пола. На тесте был Focus-седан с более вместительным отсеком (475 л), который портит недоразвитый проем и могучие петли, съедающие место по ширине. У седана Cruze багажник на толику меньше (450 л), зато удобнее по форме.
Focus тесен на втором ряду, что особенно достает в зимней обуви, которая не лезет под передний ряд сидений. Cruze тоже не так уж просторен, как хотелось бы – все-таки длина в 4,5 метра обязывает. Но на фоне «Фокуса» американский «кореец» более эргономичен сзади. «Фокус» пытается отбиваться чуть более солидным подлокотником и несколькими плафонами на потолке, и все-таки с точки зрения задних пассажиров он – один из аутсайдеров класса.
Дефлекторов системы вентиляции ко второму ряду нет у обеих машин, зато есть 12-вольтовые розетки.
Понравилось и оформление салона обновленного пару лет назад «Круза». Если бы Apple создавала i-нтерьер, получилось бы что-то подобное – минимум кнопок, логичное расположение. Часть управляющих функций доверена сенсорному экрану, наиболее частые кнопки, вроде рециркуляции, вынесены в низ центральной консоли, где и ожидаешь их найти. Попенять можно на мелочи: скажем, управление потоками воздуха с помощью одной кнопки неудобно, Bluetooth работает только на стоящей машине (ради безопасности?), а сенсорный экран не может быть дополнен камерой заднего вида и навигацией. Кроме того, в более простых комплектациях чувствуется парадоксальная скупость на мелочи: например, отсутствует USB-порт в центральном бардачке. Налицо проделки маркетологов, стремящихся мотивировать клиентов на покупку топовых версий.
Интерьер Focus, на мой взгляд, больше напоминает азиатскую машину, а его многофункциональный дисплей отчаянно бликует на солнце. Зато Focus имеет камеру заднего вида, объектив которой, правда, пачкается в грязную погоду. Кроме того, Focus предлагает массу изысков, вроде систем автопарковки и распознавания машин в «слепой зоне», и даже электропривода сидений. Большой плюс «Фокуса» – выбор комплектаций от бюджетных (532 тысячи рублей) до почти премиальных (800+ тысяч).
Менее вместительный центральный подлокотник Cruze компенсирует закрывающимся отсеком в «шапке» центральной консоли. Бардачки у машин не самые удобные, но у «Круза» все же лучше.
Может сложиться впечатление, что Focus оказался лузером теста, но подобная опаска витала в воздухе, пока мы не тронулись в путь. Потому что пересаживаясь из Cruze в Focus ощущаешь прилив водительской уверенности и желание зажечь.
Какое чувство руля! Электроусилитель Focus в который раз подкупил легкостью баранки на парковке и однозначным центрирующим усилием в поворотах. На этом фоне Cruze кажется откровенно корейским, ленивым, предпочитающим езду по прямой.
Подвеска у Focus жестче и активно перестукивается с дорогой азбукой Морзе, а шины шипят уже с 80 км/час. Зато независимая подвеска придает шасси ту остроту, которую оценит не только гонщик. «Фокус» приятнее вкручивать в серпантины виадуков, на нем приятнее обгонять.
Двухлитровый мотор «Фокуса» лишь на 9 л.с. мощнее 1,8-литрового движка «Круза» (150 против 141 л.с.), но разница в разгоне прямо катастрофическая: более двух секунд. Все дело, скорее, в работе шестиступенчатых «автоматов»: у Focus это преселективный «робот» PowerShift, у Cruze – гидромеханика. «Фокус» расторопнее и умнее: например, его «робот» умеет сбрасывать передачи вниз при торможении двигателем.
В результате, после каждой смены машин, не важно, кто был за рулем, Focus оказывался впереди. Но это не в упрек «Крузу» – у него чуть иная концепция. Изнутри он ощущается автомобилем более высокого класса, в нем хочется развалиться и рулить пинцетом из двух пальцев. Он любит езду по прямой, он не так точен в поворотах, но для повседневного стиля езды именно эта мягкость кажется целесообразной.
Его подвеска почти комфорта: подозреваю, дело чуть-чуть портят 18-дюймовые колеса, из-за которых машина становится трясковатой на крупных неровностях, но в целом Cruze деликатнее Ford’a.
Почему эти двое стали лидерами продаж? Ford Focus – это отличное шасси, очень гибкий набор комплектаций, умеренная цена и репутация. Кто бы что ни говорил, но когда речь заходит о не шибко дорогой «настоящей иномарке», Focus приходит на ум первым.
Chevrolet Cruze – это прежде всего размеры и комфорт, которых не ожидаешь за его стоимость. Выбрав «Круз», можно чуть-чуть обмануть окружающих, потому что по многим параметрам Cruze кажется автомобилем D-класса.
Сравнение комплектаций Ford Focus и Chevrolet Cruze
Конкуренты
Причины популярности обоих автомобилей становятся еще очевиднее при сравнении цен с конкурентами: наши герои просто дешевле. Причем, для «пустых» комплектаций разница будет даже большей, чем для средних.
Focus к тому же подкупает выбором из пяти моторов (плюс версия ST), двух коробок передач, трех типов кузовов и массы опций. У Cruze выбор не такой широкий, но кузовов тоже три: седан, хетчбэк и универсал.
Наиболее близким конкурентом стоит признать Peugeot 408 с его просторным салоном, широким выбором мотором (включая недорогой дизель) и комфортной подвеской.
С недорогими версиями «Фокуса» и «Круза» конкурируют Opel Astra, Kia Cee’d, Citroen C4, Nissan Tiida и Renault Megane.
Сравнение Focus и Cruze с конкурентами (версии с моторами более 140 л.с. и «автоматами»)
Фото: Фото автора, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА