Авто Бензин на вес золота

Бензин на вес золота

По стране прошла волна топливного дефицита. С конца апреля тревожные сигналы поступают из разных регионов: нехватку бензина ощутили на Сахалине, в Новосибирске, Воронеже, Томске, Брянской области, но острее всего кризис ударил по Алтайскому краю. 23 апрел

По стране прошла волна топливного дефицита. С конца апреля тревожные сигналы поступают из разных регионов: нехватку бензина ощутили на Сахалине, в Новосибирске, Воронеже, Томске, Брянской области, но острее всего кризис ударил по Алтайскому краю. 23 апреля там не работало большинство местных АЗС, а топливо отпускалось только со станций крупнейших компаний. Образовались очереди, начался ажиотаж, в один бак заливали не больше 20 литров горючего. Как ни странно, такая ситуация сложилась на фоне общего сохранения объемов производства бензина и дизельного топлива в стране.

Возникает вопрос: куда оно «утекает»?

Все дело в том, что в феврале розничные цены на топливо были искусственно заморожены. Тем временем мировые расценки ползли вверх: сложилась ситуация, когда экспортные условия оказались выгоднее, чем работа внутри страны. По рыночному закону товар идет туда, где за него хорошо платят – альтернативные поставки за рубеж перетянули часть запасов на себя. Это подтверждают данные Росстата: в первом квартале произведено столько же бензина, сколько в первые три месяца прошлого года – 8,9 млн тонн, а экспортная часть разрослась с 1,2 до 1,8 млн тонн. То есть некоторая доля, предназначенная для внутреннего рынка, разошлась по автомобильным бакам в других странах.

На разнице между внутренними ценами на бензин и в мире начали зарабатывать мелкие компании-спекулянты. Покупая топливо в России и переправляя его за границу, они обеспечили себе неплохой заработок.

Другими словами, попытка создать специальные, «стабильные» цены не только не пошла на пользу российским автомобилистам, но и привела к возникновению очередей на АЗС. Перебоев с продажей топлива не наблюдается преимущественно на автозаправках крупных нефтяных компаний. В частности, компания «Газпром нефть» с начала 2011 года увеличила объемы поставок топлива на внутренний российский рынок на 10% по сравнению с тем же периодом прошлого года, и на 3-4% в апреле по отношению к мартовским показателям этого года.

Тем временем в мире цена на автомобильное топливо неуклонно растет. В Америке стоимость бензина подбирается к рекордным отметкам 2008 года: литр бензина Regular (аналог наших Аи-92 и Аи-95) там сегодня стоит $1,02. Три года назад максимум составлял $1,09, а в целом с начала года цены на бензин в Соединенных Штатах выросли на 26%. В Европе уже установлены новые рекорды: там литр Regular стоит в среднем 1,55 евро. В России максимальную планку 2008 года еще не перешагнули. Но при этом по стране распространяется дефицит, и это напоминает времена Советского Союза, когда цены регулировались государством, но при этом товаров на полках не было.

Да, в России бензин стоит дороже, чем в других нефтедобывающих странах, но и налоги у нас высокие. Если в Штатах в стоимости бензина заложено не больше 11% налогов, то у нас – все 60%. Глава антимонопольной службы России Игорь Артемьев видит выход из кризисной ситуации в снижении топливных акцизов: «На определенном уровне критического роста цены должна действовать система, при которой рост экспортной пошлины компенсировался бы падением акциза», – цитирует его «РИА Новости». С помощью такого механизма можно контролировать цены нефтепродуктов на внутреннем рынке при резком их увеличении на мировых биржах. Это избавит правительство от вынужденного застопоривания цен, а соответственно станет импульсом для работы топливных компаний именно на внутреннем рынке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем