Равнодушных к цирку сейчас сложно найти — одни его обожают, другие осуждают, считая, что там издеваются над животными. Но так ли это на самом деле? В каких условиях живут экзотичные артисты? Как они начали свою карьеру? И как их воспитывают дрессировщики? Это выясняла Юлия Мальцева, которая пробралась за кулисы тюменского цирка и своими глазами всё увидела. А еще задала парочку каверзных вопросов и заглянула туда, куда обычно никого не пускают.
На момент подготовки репортажа в Тюмени стояла 30-градусная жара. Поэтому некоторых животных вывели на улицу и спрятали в тень. Так на время прогулки нам на глаза попались верблюды. Их «припарковали» вплотную к забору с навесом. Думаете, они страдают от таких высоких температур? Как бы не так.
— Это калмыцкие верблюды (самые крупные из видов), мы их взяли на астраханской ферме, там их разводят целыми стадами. Этим ребятам уже по 19–20 лет. Между ними завязалась крепкая дружба, они всегда вместе, подбадривают и подкармливают друг друга, — рассказал Святослав Колыхалов, дрессировщик цирка. — Многие, когда видят на улице верблюдов в жару или зимой в мороз, думают, что им очень холодно, что они страдают. Но на самом деле верблюды выносливые и легко могут приспособиться практически к любой погоде.
В цирковых программах часто можно увидеть верблюдов. Они всегда украсят номер своим появлением. Работать с этими животными не так уж и просто. Верблюды сами по себе довольно опасны.
— Ну, во-первых, они довольно крупные. Вес одного начинается от 600 килограмм. Они могут лягаться во все стороны, а еще кусаться — после шести лет у них появляются клыки, — рассказал дрессировщик. — Тем не менее нам удается ладить с ними, делать эффектные номера.
Мы поинтересовались мнением Святослава по поводу верблюда, который каждый день гуляет по Цветному бульвару на забаву детям и взрослым. Тюменцы не раз жалели животное. А несколько лет назад даже пытались жаловаться в правоохранительные органы, пытаясь обвинить его владельца в жестоком обращении.
— Верблюды привыкли переносить все тягости. Они — изначально животные, выведенные эволюцией в тяжелых условиях. Поэтому, когда говорят, что верблюдам холодно или жарко, — да быть такого не может! А катание детей или людей на них никак не скажется. Им даже это на пользу. Таким животным необходимо постоянно двигаться, — рассказал Святослав Колыхалов. — Упавшие горбы, кстати, тоже вовсе не показатель плохого обращения с верблюдами. Это может быть обусловлено физиологией.
Тут же, на заднем дворике цирка, мы увидели большой трейлер. Позже оказалось, что в нём в Тюмень приехали обезьяны. Представляете, у этих шкодников есть собственный дом на колесах, на котором они гастролируют по стране.
— Это фургон для перевозки шимпанзе. У них там есть такая мягкая комната, в которой они находятся во время переезда. Вместе с ними в трейлере едут люди — это их дрессировщики. Это на самом деле очень важно, чтобы у обезьян не было никакого стресса. Вообще для животных дрессировщики — это их родители. А в руки Тиграна Акопяна (руководителя циркового шоу. — Прим. ред.) шимпанзе попали еще совсем маленькими, поэтому к ним он относится, как к детям. Во время остановок обезьян выводят прогуляться, кормят и так далее.
Дальше мы отправились в сам цирк. Но не в зал, где узнаваемая красная арена и много-много зрительских кресел. А помещения, которые скрывают от гостей. Здесь в коридорах стоят огромные конструкции для номеров, из комнаты в комнату водят животных — то на прогулку, то на водные процедуры. Так мы оказываемся в помещении, где ютятся кони, лама, дикобразы и какой-то маленький, но очень милый и обаятельный иностранный зверек.
Но все же звездой этой цирковой программы считается трехтонный бегемот Юлианна. Она, как и полагается топовой артистке, всегда окружена вниманием и заботой. Перед нашим приходом ее хорошенько искупали и вывели на сцену, чтобы отработать номер.
Бегемотиха попала в цирк из зоопарка. Юлианна — в пятом поколении рождена вне воли. И хотя зрителям кажется, что ничего сложного животное не делает, номер отрабатывался с дрессировщиком очень долго. Тигран Акопян практически на протяжении всего действа на сцене прикасается к Юлианне, как бы подает ей сигнал, чтобы она понимала, что делать дальше.
Для цирковых животных яркий свет, музыка и шум — это норма. Когда они долго не выступают и не видят зрителей, как это было во время пандемии, например, то как будто впадают в депрессию. Со слов дрессировщиков, животные быстро привыкают к вниманию.
— Юлианна появилась у нас 16 лет назад, когда мы приезжали выступать в Алма-Ату. Она родилась в местном зоопарке. Нам позвонили и сказали: «У нас малышка есть, приезжайте, забирайте». В природе это очень опасное животное. Многие в Африке страдают от них. В цирке бегемот — редкость. В том числе и из-за того, что его сложно приручить. Но Юлианна у нас с детства. Мы ее воспитывали практически с рождения. Самый сложный был первый год, потом уже легче, — рассказал Тигран Акопян.
Бегемот хоть и работает в цирке много лет, но иногда может капризничать, не слушаться и отказываться что-либо делать на сцене. Как же тогда выкручиваться дрессировщикам?
— В Тюмени тоже такое было. Мы приехали, новая обстановка, очень яркий свет. В итоге Юлианна ничего не хотела делать. В таких ситуациях мы пробуем еще, если животное и дальше отказывается, то не заставляем, проходимся по сцене и уходим, — рассказал Тигран Акопян.
Некоторые зоозащитники упрекают работников цирка в жестоком обращении. Уверяют, что зверей бьют, когда пытаются заставить их что-то сделать на сцене или во время репетиции. Подобные заявления сыплются на дрессировщиков постоянно. Мы узнали у Тиграна Акопяна, что он думает по этому поводу.
— Нас очень тревожит, когда так говорят. Поэтому мы постоянно зовем в гости журналистов, делаем открытые репетиции, чтобы любой желающий пришел и посмотрел, как содержатся животные. Еще у нас по всему цирку установлены камеры видеонаблюдения. То, что говорят люди, утверждающие про жестокое обращение с цирковыми животными, — это чушь. Какой смысл нам избивать зверей? У них же тоже есть злость. Некоторые и вовсе злопамятные. Сейчас животное тебя, может, не тронет, а потом через день-два оно все равно вспомнит, как ты его обидел, — добавил дрессировщик.
После отправились посмотреть, как лакомятся артисты. И попали прямо в «комнату» к Юлианне. Бегемотиха, пока мы брали интервью у дрессировщика, уже успела занырнуть в бассейн в ожидании обеда.
— Обед Юлианны состоит из 50 килограммов овощей и фруктов (арбузы, картошка, свекла, капуста, груши и много чего еще), а еще отрубей и хлеба. Мы тоже пытаемся сделать рацион бегемота интересным. Это так же, как и у людей: ну не хочет она и не ест одно и то же. Но она у нас обжора, если честно, — пошутил Тигран Акопян.
В этой цирковой программе задействовано очень много экзотических животных. Есть и крокодилы, и змеи-людоеды. Одна, кстати, как рассказал Святослав, однажды выползла к зрителям и сильно напугала людей, хотя на самом деле бояться было нечего. Но из-за строгого распорядка дня всех артистов цирка увидеть мы не успели. Кто-то уже спал, а кто-то готовился к обеду. Но за время нашей хоть и небольшой экскурсии мы поняли, что животные тут и правда счастливы. А работники — удивительные и очень добрые люди, часть из которых в буквальном смысле выросли в цирке.
Если вы пропустили прогулку в прямом эфире, посмотрите ее запись. И не забывайте подписываться на нашу группу VK или Instagram.
Почитайте также историю зверинца, в котором на свет появился кенгуренок: тут живут списанные из цирка, оставшиеся без мамы. А вот десять добрых историй, от которых хочется плакать — про то, как изменились животные, обретя семью.