Город Алексей Литвинов, главный тренер чемпионов мира по бальным танцам – команды формейшн «Вера»: «Измени что-то одно, и изменится все»

Алексей Литвинов, главный тренер чемпионов мира по бальным танцам – команды формейшн «Вера»: «Измени что-то одно, и изменится все»

Тюменские танцоры не один раз доказывали, что являются лучшими в России. В этом году команда формейшн «Вера» вновь стала первой на чемпионате России, проходившем в конце января в Тюмени вместе с Кубком губернатора по спортивным танцам. Формулой успеха поделился главный тренер команды формейшн Алексей Литвинов.

– У команды «Вера» множество титулов, ваши танцоры принимали участие во многих соревнованиях. Расскажите, в чем особенность соревнований этого года?

– В течение года у нас проходит группа турниров, первым из которых является Кубок губернатора Тюменской области, он проходит в конце января. В этом году эти соревнования ознаменовались тем, что в рамках кубка проходил взрослый чемпионат России среди команд формейшн. Собрались все основные коллективы, и некоторые из наших соперников, которые делали паузу в прошлом году, с двойной силой готовились к выступлению. Как, например, команда из Краснодара – она в итоге показала третий результат. В борьбе за серебро краснодарцев обошла Пермь. Команды очень сильные. Но, безусловно, мы понимаем, что являемся главными претендентами на победу, при этом не забывая, что серьезная борьба ожидается и на чемпионате России. Хотя последние лет пять оппоненты не оказывают нам серьезного сопротивления.

Получается, что наши основные соперники – это мы сами. А также зарубежные команды, с которыми мы боремся за призовые места уже на чемпионатах мира и Европы. Но в этом году ситуация была непростой. И мы умышленно ее создали для себя сами – на этом очень важном для нас старте в команду были заявлены несколько спортсменов из молодежных коллективов сборной Тюменской области. Мы таким образом устроили им боевое крещение.

Естественно, это происходило не спонтанно, этих ребят к турниру специально готовили, они долго тренировались в составе основной сборной, и с прогнозируемыми нами проблемами они выступили в первом туре, «завалив» пару рисунков, не доделав пару движений. Одним словом, сбои были именно в тех местах, где мы и предполагали. Но финал они станцевали уже практически на «хорошо». Таким образом, сегодня можно констатировать, что смена в определенном смысле у нас в команде готова. Ну и результат известен – мы выиграли титул и в европейской, и в латиноамериканской программах.

– А что еще необычного было в выступлении команды в этом году?

– Самое главное нововведение – это ребята из молодежной сборной в основном составе. В европейской программе четыре человека из 16 до этого танцевали только за молодежную команду, а в латиноамериканской – двое.

– Вы намерены и дальше практиковать подобные нововведения?

– Естественно, что те, кого ты выставляешь в команду, должны приносить результат. Практиковать подобные эксперименты часто не совсем прагматично. Необходимо все-таки добиваться положительных результатов, которые нужны нам, нашему руководству и землякам. Поэтому перемешивать составы просто потому, что это интересно, никто не намерен. Но когда мы находимся на своей территории, это можно сделать с меньшими для себя потерями. Мы знали, что дистанция от нас до команды, которая станет второй, достаточно велика, чтобы мы позволили себе поменять четырех человек и опробовать их в настоящем спортивном бою.

По поводу новшеств в целом можно сказать то, что этот Кубок губернатора проходил в ином визуальном формате, зал был оформлен иначе, кроме того? на турнире работал живой оркестр «Золотая труба» под руководством Виктора Виткалова. В мире спортивного танца не проводится анализ по итогам года на предмет того, какой из турниров в сетке был лучшим, но, по мнению специалистов, которые к нам приезжают, это один из лучших турниров.

– Скажите, Алексей, должно быть, сложно стимулировать на победу ребят, которые сами прекрасно понимают, что в России сильнейшие, что у них нет здесь серьезных конкурентов? Как удается настраивать их на то, чтобы они выкладывались по полной?

– Выступать в Тюмени ребятам сложнее, потому что их победу или поражение увидят прежде всего их земляки, в отличие, например, от чемпионата мира в Москве. Когда мы бываем за рубежом, наши болельщики туда целенаправленно не выезжают. Хотя и там у нас есть поддержка, но как правило, это большие группы болельщиков. Но это даже не главная причина, по которой выступать на родной земле тяжелее. Основная проблема состоит в том, что воссоздать атмосферу, когда ты находишься вне дома, а соответственно, ты совершенно иным образом настраиваешься на соревнования, очень сложно. Мы применяем различные способы. Так, ребята выезжают за город и вплоть до дня турнира длительное время готовятся вдали от родных, знакомых, друзей.

Но и когда мы находимся на домашнем паркете, он для них родной, ребята часто посещают этот зал не только во время соревнований. И для максимальной концентрации внимания, которая нужна, чтобы продукт – танец – выглядел в своем лучшем виде (как на чемпионате мира или Европы, например), приходится приложить массу усилий. То есть главное, что мы делаем в таких случаях, – это полностью изолируем танцоров от внешнего мира. До момента выхода на сцену стараемся сделать так, чтобы они ни с кем не виделись, ни с кем не общались, а находились бы в некоем социальном вакууме – только команда, тренер – и больше никого.

Настраивать их на то, что они представляют родной город перед своими же болельщиками, необходимости нет, в этом плане каждый из них мотивирован внутренне в достаточной мере. И в этом большая удача для меня как для тренера, что состав сегодня находится на таком уровне самосознания, что много сил на дополнительную мотивацию тратить не приходится. Они сами внутри себя готовы к тому, чтобы показать лучший продукт. Как итог – из всех домашних выступлений нынешнее было лучшим. На мой взгляд, в некоторых местах даже лучше, чем на чемпионате Европы в мае, когда в Тюмени он проходил в «Центре дзюдо».

– Какой путь должен пройти танцор, чтобы попасть в «Веру»?

– Пройдя путь через младших и старших юниоров, через молодежные составы, спортсмены попадают в команду «Вера». Когда танцоры взрослеют, достигают нужного уровня, лучшие попадают в основную команду нашей области. Затем у нас есть так называемый фарм-клуб – это молодежная сборная Тюменской области. Она в этом году выступала уже как вторая команда от региона, и среди взрослых в обеих программах чемпионата заняла четвертое место. Есть еще состав чисто молодежный, который в этом году перешел из юниорского. Они являются победителями первенства России прошлого года в одной программе. Затем идет три команды юниорских, две команды младших юниоров и шесть детских команд. Можно смело говорить о том, что в этом виде спорта сформирована четкая ступенчатая система. Когда-то мы об этом только мечтали, а теперь это реальность.

Тренерский состав в этой системе также воспитан нами, все они были когда-то спортсменами в основной команде, а сегодня, завершив карьеру танцоров, продолжают путь в спорте уже на тренерской стезе и формируют в Центре спортивного танца команды формейшн. Вообще в спортивные танцы детей отдают в возрасте с четырех до шести лет.

– С какими трудностями приходится сталкиваться ребенку, когда он серьезно занимается спортивными танцами, ведь параллельно нужно посещать общеобразовательную школу. Следите ли вы за успеваемостью своих спортсменов?

– У нас возникают типичные для спорта проблемы, связанные с двумя факторами – время и физическое состояние. Например, на днях на родительском собрании в спортивной школе, которое было посвящено предстоящим экзаменам в девятом классе, наш директор Лидия Русакова назвала условия, которые позволят детям досрочно сдать этот экзамен или отложить его сдачу на более позднее время. К числу этих условий она отнесла участие в первенствах России в составе сборной или участие в сборах.

Спортивная составляющая жизни ребенка для учителей имеет большое значение, и для тех детей, которые показывают высокие спортивные результаты, в системе образования в нашем городе есть особые условия. В любом виде спорта возникают подобные вопросы. Ребенок вынужден пропускать уроки, потому что ездит на соревнования или сборы. Пропустил материал – возник пробел в знаниях, ему приходится догонять и тратить на подготовку уроков больше времени. Отсюда на сон у него времени остается меньше, и порой он приходит на тренировку невыспавшимся, результат ухудшается, тренер оставляет его на дополнительные занятия и так далее. К счастью, есть такие учителя, которые с пониманием относятся к проблемам школьников-спортсменов и идут навстречу, терпимо относятся к частым пропускам или неподготовленным домашним заданиям.

Особенных физиологических проблем, характерных именно для танцевального спорта, нет. В то же время есть явные плюсы, поскольку спорт этот парный и дает определенный опыт в общении с противоположным полом. Сверстники наших воспитанников в обычной жизни так много и часто повода и оснований для общения не имеют, а нашим ребятам приходится постоянно находить общий язык.

– А как часто родители вмешиваются в тренировочный процесс?

– В жизни детей, занимающихся парными танцами, родители принимают самое активное участие, это факт. Ограничивать их влияние не только невозможно, но и нет необходимости. Более того, есть потребность, чтобы родители принимали участие в жизни пары, поскольку тренер в ходе занятий должен не только учить танцевать, но и воспитывать в ребенке определенные человеческие качества. Но вся эта работа должна вестись совместно с родителями. Например, каждому спортсмену нужен четкий распорядок дня, который повлияет на его работу. Родители помогут ему этого распорядка придерживаться.

Что касается родительского участия в работе команды, то здесь у нас с любого возраста такая позиция, что родители выводятся за пределы работы тренера. Их задача только в том, чтобы обеспечить присутствие ребенка на тренировке, который должен быть обут, одет, сыт и пребывать в хорошем настроении. А вопрос о том, на каком месте в команде он стоит, танцует ли в основном составе или запасе, решается только тренерским составом. При этом мы со своей стороны стараемся сделать так, чтобы все дети были задействованы в одной из команд. Перед тренерами ставится задача, чтобы каждый ребенок прошел школу формейшн и принимал участие в соревнованиях.

– Многие танцоры из других регионов, зная об успехах «Веры», поступают в тюменские вузы после школы, чтобы продолжить танцевальную карьеру здесь. Как много иногородних спортсменов сейчас выступает в «Вере»?

– В 1999 году к нам в команду пришла Алина Гордич из Сургута. Она поступила в тогда еще Институт культуры и была первой иногородней спортсменкой. Затем из Находки к нам приехал Михаил Ленский. Он был одним из ведущих танцоров молодежного возраста в стране, а в Тюмени танцевала Александра Постельняк, которая также была на высоком уровне подготовки, и Михаил приехал к ней в пару. Тогда наша команда формейшн только зарождалась, мы только что выиграли чемпионат России и попали в финал чемпионата Европы. Михаил, естественно, оказался в основном составе, а система, при которой ребята стали поступать в вузы Тюмени, чтобы танцевать у нас, получила развитие.

Сейчас в нашем коллективе выступает один танцор из Москвы, двое из Находки, один из Калининграда, один из Челябинска и одна девушка из Новоуральска. В полной мере в команде также представлены юг и север Тюменской области. География очень широкая, но мы по праву являемся сборной Тюменской области, потому что основной костяк – это наши местные ребята.

– Какое пожелание можете дать родителям или ребятам, которые хотят заниматься спортивными танцами? Какова формула успеха от команды формейшн «Вера»?

– Совсем недавно услышал фразу, которая полностью подходит к такому случаю: измени что-то одно, и ты изменишь все. Стоит поменять один маленький компонент в своей жизни, и он изменит многое, поэтому внимание нужно уделять каждой детали.

В моей тренерской карьере очень много примеров, на которые я хотел бы обратить внимание тех, кто занимается танцами. Мой опыт показывает, что многие очень яркие спортсмены и очень талантливые дети перестали заниматься, потому что перегорели. Родителям хотелось, чтоб все было «здесь и сейчас», они хотели видеть только победы с участием своих детей. В итоге то будущее, которое было перед этими ребятами, – оно продолжилось где-то, но не в спортивных танцах. Они устали этим заниматься, не смогли оправиться от первых серьезных поражений.

Могу с уверенностью сказать, что самый активный возраст, когда родители участвуют в спортивной жизни детей, – от четырех и до десяти лет. При этом, на самом деле, лучшее время, когда родители должны принимать участие в жизни танцоров, возраст от 13 до 17 лет. Однако число родителей, которые приходят на занятия своих детей-подростков, общаются с тренерами, следят за успехами детей в ежедневном, или хотя бы в еженедельном режиме, в четыре раза меньше, чем родителей, следящих за успехами маленьких танцоров.

Но танцевальная жизнь не сосредоточена только на старте. Когда дети подрастают, она не менее интенсивна и так же насыщена эмоциями. Поэтому тем, кто сегодня только приходит в спорт, стоит представить, что дистанция, на которую они вышли, очень длинная, и психологические силы стоит распределить так, чтобы их хватило на весь спортивный путь. Урок нужно извлекать из всех успехов, но наиболее ценный опыт дают поражения. Родители должны относиться к любому результату с пониманием и поддерживать ребенка в любой ситуации.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем