Город Свидетелей остается все меньше

Свидетелей остается все меньше

Все меньше остается людей, непосредственных участников и свидетелей войны. Вот и в нашей семье уже ни у кого не спросить о подробностях тех страшных дней Мои бабушка и дедушка тогда были маленькими детьми, но что-то мне удалось узнать из их детских воспоминаний, из рассказов их родителей.

Вернусь и обязательно отомщу...

Моя бабушка Галя никогда не видела своего отца Василия Гавриловича Юрова. Она родилась в октябре 1941 года, когда ее отец уже был призван в ряды действующей армии. Ему было 45 лет. Подробности его участия в военных действиях в рассказах и воспоминаниях родственников не сохранились. Точно известно из письма его фронтового товарища – Василий Гаврилович Юров погиб рано утром 7 января 1943 года от пули снайпера-кукушки, когда после боя команда, в которой служил Юров, вышла на поле боя собирать погибших. Его жена Марфа Васильевна получила похоронку, которая вскоре была утеряна. И вся семья не знала, где погиб и похоронен Василий Юров. Бабушка рассказывала, сколько слез было пролито по этому поводу.

Воевали и сыновья Василия Гавриловича – Иван и Николай. Николай с началом войны добровольцем ушел на фронт и воевал в морской пехоте, был старшиной первой статьи. Когда он в начале 1943 года узнал о смерти своего отца, он написал домой письмо: «Я обязательно отомщу...», а вскоре, 18 февраля 1943 года, погиб сам. Похоронен у села Салмаваара в Карелии. Его брат Иван также воевал, на фронте получил тяжелое ранение, долго лечился по госпиталям, две пули так и остались в легком. После демобилизации по болезни в 1944 году работал комсоргом на заводе имени Войкова в Москве. Но пули в легком давали о себе знать, и в 1947 году он умер.

Хочу добавить, что могилу, где похоронен Василий Юров, нам удалось разыскать совсем недавно. В Интернете появился сайт, на котором можно попробовать узнать о своих родственниках, погибших или пропавших во время Великой Отечественной войны. Мы узнали, что мой прадед погиб и похоронен в Орловской области у деревни Зеленый Холм в братской могиле. Давно уже нет той деревни, там все заросло лесом, и без провожатых эту могилу не найти. Но школьники из соседнего села следят за порядком на этом захоронении и каждый год 9 мая приходят сюда, чтобы поклониться мужеству солдат и отдать дань памяти всем погибшим воинам.

Моя бабушка Женя рассказала, что ее отец Владимир Филиппович Цешковский приехал в Тюмень из Украины в 1940 году. Его назначили начальником тюрьмы. Когда началась война, он стал проситься на фронт, но его не пускали. Но когда в 1942 году из тюрьмы сбежал заключенный, Владимира Филипповича понизили до сержанта и отправили на войну. В Нижнем Тагиле он отучился на танкиста и был отправлен на фронт. В бою был ранен в ладонь правой руки, пуля дошла до локтя. Его отправили в госпиталь в Нижний Тагил. После лечения хотели демобилизовать, но он отказался и опять вернулся воевать. Последнее письмо от него было из-под Харькова, написано 1 марта 1943 года. Он писал: «Мы стоим в маленькой деревушке, идет страшный бой, нам дали задание – ни шагу назад. А сейчас в данный момент наступило небольшое затишье, и я пишу вам письмо». 3 марта его там убили.

После войны родственникам удалось разыскать деревушку в 60 километрах от Харькова, где в своем последнем бою погиб мой прадед Владимир Филиппович Цешковский. Он похоронен в братской могиле.

Из воспоминаний моего деда Коли я знаю, что его отец, мой прадед, Афанасий Гаврилович Еременко тоже был кадровым военным. Перед войной он окончил Омское полковое училище политруков. Всю войну прошел штабным офицером. Как политруку ему постоянно приходилось вдохновлять на бой всех солдат, нередко он шел в атаку первым и поднимал за собой бойцов. Он был неоднократно ранен, получил много боевых наград. После войны Афанасий Гаврилович еще служил в штабе политруком. А после его командировали комендантом в Украину, его родину.

Мария Цешковская, ученица 9 «А» класса школы №70
Фото из личного архива семьи Цешковских

Попал в самое пекло войны

Есть праздник, который имеет особое значение как для всей нашей страны, так и для каждой семьи в отдельности. Так и в истории моей семьи война оставила свой след. К сожалению, моим прадедам, а у меня их было четыре, не удалось дожить до сегодняшнего дня. И все рассказы я записываю со слов моих родителей – их внуков.

Мой прадед Николай Николаевич Плотников родился в 1905 году. Был призван на фронт в 1942. Командовал ротой разведчиков, приводил «языков», выполнял сложные и ответственные задания. Был неоднократно ранен, немного подлечившись, он всегда возвращался в строй. Победа застала его в госпитале. Он был награжден многочисленными орденами и медалями. Всю жизнь потом его беспокоили осколки, оставшиеся после ранений у него в теле. Весной 1983 года моего прадеда Николая Плотникова не стало.

Еще один мой прадед Федор Семенович Кривов родился в 1899 году. Его свидетельство о рождении сохранилось в нашей семье. Он работал председателем сельсовета. Был очень грамотным, добрым. У него было шесть сыновей и одна дочь – моя бабушка Таисия. Она родилась 7 ноября 1939 года. Известие о рождении долгожданной дочери застало Федора Семеновича на митинге, который он проводил по случаю праздника. В начале войны его сыновья Володя, Павел и Иван ушли добровольцами на фронт. В связи с высокой должностью в колхозе прадед Федор имел бронь – освобождение от призыва в армию. В трудные годы войны люди голодали, и он, жалея женщин и детей, которые остались без мужей и отцов, распорядился выдать им немного зерна на трудодни. После доноса на него он отказался от брони и добровольцем пошел на передовую. В это время немцы подошли к Сталинграду, и он попал в самое пекло войны, где и погиб. Здесь же пал смертью храбрых его старший сын Иван, который был летчиком. Не узнал прадед, что его сын Павел был тяжело ранен в бою и остался инвалидом на всю жизнь. А другой сын – Володя, служивший на Балтийском море, вернется с войны героем.

Папин дед Евгений Иванович Сухов после окончания военного училища воевал в танковых войсках. Войну закончил в звании старшего лейтенанта. После возвращения с фронта работал директором школы в городе Копейск Челябинской области. Он умер в 1986 году.

Павел Сухов, ученик 9 А класса школы №70
Фото из личного архива семьи Суховых

Освобождал Монголию, Маньчжурию. Дошел до Харбина

Великая Отечественная война коснулась и нашей семьи: прадеды воевали на фронте, прабабушки трудились в тылу. Дедушку моей мамы, моего прадеда, зовут Георгий Никитич Татаркин. Родился он 6 апреля 1917 года в деревне Космаково Тобольской губернии в бедной многодетной семье.

После окончания седьмого класса Георгию пришлось пойти работать в колхоз. Брался за любое дело: на лошадях пахал землю, сеял, с началом жатвы работал на уборке и молотьбе ржи, овса и пшеницы. Так продолжалось до осени 1939 года, когда Георгия призвали в Красную Армию. После принятия присяги он прошел курс молодого бойца. В декабре 1939 года его направили на учебу в артиллерийский учебный полк. Закончив шестимесячное обучение, младший сержант Георгий Татаркин отправился служить в 220 артиллерийскую бригаду Корпусной артиллерии Уральского военного округа. В январе 1941 ему присвоили звание сержанта и назначили командиром артиллерийского расчета 120-ти миллиметровой гаубицы.

22 июня 1941 бригаду прадеда в эшелоне направили на фронт. В Саратове бригаду остановили, из ее состава выделили 335 гаубичный полк и отправили на Дальний Восток. Артполк влился в состав артиллерии Дальневосточного фронта и стоял на всем протяжении границы с Маньчжурией. На новом месте службы сержанта Татаркина назначили заместителем начальника вещевого и артиллерийского снабжения дивизиона. Округу противостояла миллионная Квантунская армия Японии. Боевые столкновения происходили почти каждый день, даже по ночам японцы не давали покоя красноармейцам.

В 1943 Татаркина перевели во взвод артиллерийской разведки дивизиона. Разведка выявляла расположение артиллерийских позиций и других целей японских войск. В феврале 1944 Георгию Татаркину присвоили звание старшего сержанта и вновь назначили командиром артиллерийского расчета гаубицы.

После окончания войны с Германией действующие части Западного фронта были направлены на Дальневосточный фронт. В начале августа 1945 Советский Союз объявил войну Японии. После сильной артиллерийской подготовки войска фронта перешли в наступление по всей линии границы с Маньчжурией. В составе 335-го артиллерийского полка мой прадед участвовал в освобождении Монголии, Маньчжурии и дошел до Харбина. В течение двух недель Квантунская армия была разгромлена и капитулировала.

За участие в боевых действиях и войне с Японией старший сержант Георгий Татаркин был награжден медалями за Отвагу, за Боевые заслуги, за Победу над Японией. В начале октября 1945 его наградили медалью за Победу над Германией, Орденом Отечественной войны II степени и уволили в запас.

Артиллерист Татаркин вернулся в родную деревню и у него началась мирная жизнь. Сейчас прадеда уже нет с нами рядом, но мы помним и любим его.

Федор Немыкин, ученик 9 «А» класса, школы №70
Фото из личного архива семьи Немыкиных

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем