Город Почему в школах неФОРМАльность?

Почему в школах неФОРМАльность?

Обязательная школьная форма как повседневное явление ушла из реалий вместе с Советским союзом – в 1992 году одеваться в школах можно было как угодно. Но спустя пару лет преподаватели забили тревогу – сдерживать дырявые джинсы и укорачивающиеся юбки стало невозможным.

Разговоры и попытки одеть учеников в едином стиле продолжаются и сегодня. Правда, теперь к общим «форменным» проблемам прибавилось бунтарское настроение старшеклассников. Да и родители не всегда согласны со школьными решениями.

Брюки-юбки-пиджаки – большинство «за»

Как школы справляются с молодыми модниками? Некоторые директора стали возвращать форменный регламент, прописывая дресс-код в школьном уставе. Так, по сообщению «Российской газеты», в Саратовской, Ярославской, Пензенской, Московской, Омской, Ленинградской и Волгоградской областях сегодня введены школьные формы на региональном уровне.

«Как правило, школы предлагают три-четыре варианта костюма. Они могут быть разными, но с каким-то общим элементом, например, юбки в складку для девочек», – отмечает председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.

Кстати, у общества отношение к школьной форме в целом положительное. По данным исследования Минобрнауки, среди двух тысяч родителей и учителей, 62 процента из них – за единый образ одежды. Опрошенные считают, что она приучает к определенному порядку, дисциплинирует, дает возможность осознать себя учеником и членом коллектива школы.

Об этом говорит и зарубежный опыт. К примеру, в школах Великобритании, Австралии, Ирландии, Индии ученики носят форму, и никто не говорит, что это как-то ограничивает индивидуальность. Таким образом там подчеркивается гордость за свою школу, за принадлежность к ней и сообществу ее выпускников.

Ну и, как ни крути, а форма «сглаживает» социальное неравенство учеников. А ведь именно в школе дети, увы, учатся не только дружить, но и завидовать, унижать. Часто все это происходит именно из-за разницы в соцстатусе.

Что носить – решайте сами

Охотно ли сегодняшние школьники носят форму? Так ли «запросто» надевают брюки-юбки-пиджаки? В Тюмени практикуется как достаточно жесткое отношение к одежде учеников, так и практическое отсутствие формы.

«Единой формы у нас нет. Но общий дресс-код имеется. Учителя, естественно, требуют полного соблюдения: никаких джинсов, ярких и спортивных кофточек, – делится одиннадцатиклассница Наталья. – За 11 лет привыкли, почти всегда одеваемся согласно указанию. А вот младшие бунтуют. Редко, но и домой отправить могут любителей джинсов и толстовок. Иногда хочется свободы в выборе внешнего вида, но дисциплина нужна. Поэтому лично меня все устраивает. В единой форме есть, конечно, свои плюсы. Но и наша позиция тоже неплохая».

В другой школе форма обязательна. По мнению директора, одинаковая одежда дисциплинирует детей, настраивает на учебный процесс. Мама одного из учеников довольна, что хоть у каждого класса жилетки и сарафаны разных цветов.

«Руководство учебного заведения считает, что таким способом очень удобно сортировать и отличать учеников: жилет красный – это третий «Б», юбочка в синюю клетку – седьмой «А». А вот мнения у родителей нашего класса по поводу формы разные. Одни согласны с директором, что лучше учиться, чем демонстрировать наряды. Потакать капризам ребенка они не желают, да и ежедневных проблем с выбором, что надеть в школу, не возникает. Другие мамы, в том числе и я, предпочитают развивать в ребенке вкус и индивидуальность, – делится Евгения Савельева. – И хотя открыто против незатейливой формы мы не выступаем, но наши дети отличаются от общей серой массы – мальчишки каждый день меняют яркие галстуки, а девочки скрашивают сарафаны эффектными блузками».

Проблемы школьной формы иногда даже выходят из стен учебного заведения. К примеру, выбор материала для формы перед каждым новым учебным годом становится для родителей головной болью.

«Форму для учеников гимназии, где учится моя дочь, по какой-то непонятной родителям причине рекомендуется шить строго в одном ателье. Можно себе представить, что обслужить такое количество клиентов накануне учебного года небольшой пошивочной мастерской нереально, – жалуется мама. – Поэтому примерки в некоторых классах начинаются в мае, а первые комплекты формы неудачники получают в первые дни лета. Почему неудачники? Да потому что к сентябрю втиснуться в сарафан или застегнуть пиджак не представляется возможным. И тогда для всего класса начинаются мучения – повторные примерки, разборки с портнихой».

Сами учителя отмечают некую беспорядочность в одежде школ. «У нас в школе тоже единой формы нет, каждый класс выбирает индивидуальную форму для своего сообщества. Но речь о начальном звене. Это выбор учителя и, в первую очередь, родителей, – рассказывает учитель начальных классов одной из тюменских школ. – Так что ребятам особо выбирать не приходится, что надеть. В среднем звене формы нет. Помню, несколько лет назад 11-й класс подобное практиковал, ребята шили форму. Спросом она у них не пользовалась. Некий дресс-код в школе есть. Учителя делают замечания ученикам старших классов, одетым в джинсы или бесформенные толстовки».

Чувствуется, что вопрос формы решается в каждой школе по-своему. С этим, возможно, связаны определенные проблемы. Ситуацию могло бы решить волевое решение ответственных структур – либо полностью регламентировать форму по всей стране, либо разработать правила по установлению местных «модных» законов в школах. А пока же внешний вид учеников – головная боль директоров и родителей.

Фото: Фото из открытых источников
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем