Город «Доступная среда» охватит еще шесть школ области

«Доступная среда» охватит еще шесть школ области

В 2012 году еще три общеобразовательные школы в Ишиме, две в Тобольске и одна в Ялуторовске будут оборудованы по программе «Доступная среда». Об этом сообщил на пресс-конференции «Предоставление образовательных услуг детям с ограниченными возможностями зд

В 2012 году еще три общеобразовательные школы в Ишиме, две в Тобольске и одна в Ялуторовске будут оборудованы по программе «Доступная среда». Об этом сообщил на пресс-конференции «Предоставление образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья» директор Департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер.

Федеральная программа «Доступная среда» разработана с целью создать комфортные условия для обучения детей с ограничениями здоровья. Она предполагает специальную комплектацию обычных общеобразовательных учреждений дополнительным оборудованием, необходимым для ребят с нарушениями здоровья. Программа рассчитана на пять лет – с 2011 по 2015 годы. Это пилотный проект,
который реализуется только в 18 субъектах РФ. Его основная задача состоит в том, чтобы к концу реализации не менее чем в 50 процентах учреждений образования создать все необходимые условия для детей-инвалидов, их совместного обучения с детьми без патологий.

В прошлом году «Доступная среда» начала свою работу в 10 тюменских образовательных учреждениях: в гимназии №1, в средних школах № 15, 36, 41, 43, 57, 68, 69, 70, 88.

«Школы города объективно более подготовлены к этому процессу, – дает пояснение к первому этапу программы Алексей Райдер. – Это касается наличия в зданиях пандусов, поручней, соответствующих нормам санитарных комнат и других условий доступности. Сейчас это обязательное требование, стандарт. Согласно ему, вводятся в эксплуатацию все новые школы, городские и сельские. Такие открылись недавно в Голышманово, Упоровском, Юргинском районах. Поэтому количество школ, способных принять ребят с ограниченными возможностями здоровья, будет возрастать. В то же время большая часть наших школ – старой планировки, они спроектированы и построены без учета требований доступности. Ряд этих школ будет специально дооборудован».

Сегодня в области 98 процентов детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в систему общего образования, учатся в школьных и дошкольных образовательных учреждениях. Четыре года назад этот показатель составлял 60 процентов. Поэтому создавать условия необходимо, но оснастить соответствующим образом даже половину школ (как требует программа) нереально. Как нереально подготовить их к встрече любого ребенка с ограничениями здоровья. Потому что ограничения у всех разные, а универсального оборудования, которое одинаково позаботится обо всех, не существует.

Отсюда логично выделить профили ограничений и оборудовать школы целенаправленно по нарушениям опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, задержки психического развития. 10 тюменских школ, участвующих в программе с прошлого года, разделены именно по такому принципу. Например, школы № 36, 68, 1 готовятся принять слабовидящих детей. № 15, 70, 88 – с двигательной дисфункцией.

Логично. Но правило в этом случае тоже имеет исключения – в том, что касается наложения диагнозов и совмещения патологий. Так, детский церебральный паралич иногда имеет последствия для зрения, а нарушения опорно-двигательного аппарата сопровождают проблемы со зрением или слухом. По этой причине во всех 10 школах, независимо от профиля, появятся сенсорные комнаты, принтеры Брайля, тренажеры функциональной активности головного мозга «Визард», наборы психолога «Пертра», программно-аппаратные комплексы для детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, а также биометрические системы обратной связи (медицинские приборы экспресс-диагностики, для оценки состояния здоровья на данный момент). «Такой относительно универсальный комплект впоследствии, мы верим, будет во всех 50 процентах школ», – говорит Алексей Райдер.

Каких результатов удалось добиться на сегодняшний день? «Пока в гимназии всего двое детей с ограниченными возможностями, – рассказывает директор МАОУ «Гимназия №1» Михаил Колосов. – Они учатся в обычном режиме, исключения касаются только уроков физкультуры и снижения учебной нагрузки. То, что таких детей в школе будет больше, не предполагал и проект здания. Для этого у нас не приспособлено даже крыльцо. Оборудование по программе поступает, мы постепенно его осваиваем. Но чтобы принять такую категорию детей, необходима специальная подготовка по многим вопросам. «Доступная среда» закрывает только часть из них. Остаются открытыми организация учебного процесса, подготовка учительских кадров. Я так понимаю, что это расчет на будущее. Я пока смутно представляю, каким оно будет, но будем работать».

Антонина РОССОМАХИНА
Фото: Фото с сайта Futurity.org
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем