Город Как подружить школу и здоровье детей?

Как подружить школу и здоровье детей?

По данным департамента здравоохранения администрации Тюмени за 2010–2011 учебный год, нарушения осанки имеются у 27,7 процента тюменских школьников, в 2008–2009 году они регистрировались у...

По данным департамента здравоохранения администрации Тюмени за 2010–2011 учебный год, нарушения осанки имеются у 27,7 процента тюменских школьников, в 2008–2009 году они регистрировались у 31,3 процента детей. В среднем патологии органов зрения наблюдаются у 18,8 процента учащихся, в 2008–2009 году – 27,7 процента. 10,3 процента учеников имеют заболевания, которые связаны с нерациональным питанием. Причем в 2008–2009 году данные заболевания отмечались у 19,1 процента школьников. В учебные заведения Тюменской области приходит 28 процентов первоклашек с различными патологиями здоровья, к концу школы таких детей становится 68 процентов.

Несмотря на то, что улучшения, безусловно, есть, однако до идеального результата еще очень далеко. Как наконец-то подружить современную школу и здоровье ученика? Мы попробовали обсудить эту проблему за круглым столом, пригласив для участия в разговоре медицинских специалистов самых разных профилей. Конечно, революционных преобразований в системе обучения детей мы совершить не сможем, но помочь родителям и учителям конкретными ценными советами по сохранению здоровья школьников – в наших руках.

Самого вдумчивого и активного читателя ждет сюрприз, подробнее о котором вы можете узнать в конце материала.

Почему школьники болеют?

«Понятие так называемых школьных заболеваний появилось в конце 19 века, – рассказала главный специалист по гигиене детей и подростков, внештатный специалист Департамента здравоохранения Тюменской области Елена Абрамова. – Группы этих заболеваний не меняются: проблемы нарушений зрения, нарушения осанки, патологии желудочно-кишечного тракта, избыток и дефицит массы тела. В свое время в области были проведены сравнения данных по одним и тем же детям, которые поступили в школу в 1998 году и закончили ее в 2007 году. Исследования показали, что снижение остроты зрения возросло в четыре раза, сколиоз – в четыре раза, нарушение осанки – в два раза. Единственное, что пришло в стабильность – дефекты речи».

Хотя, отметила Елена Витальевна, серьезные показатели за последние два-три года могут быть связаны с тем, что в соответствии с принятой межведомственной программой, направленной с 2008 года конкретно на профилактику, коррекцию нарушений, врачи стали тщательнее осматривать и отбирать детей, поэтому процент выявленных патологий возрос. Но растет и группа детей практически или полностью здоровых. Причины заболеваемости школьников Елена Абрамова видит в слишком интенсивной нагрузке и малой двигательной активности: «Раньше такой нагрузки, как сейчас, не было, когда у старшеклассников школа – это фактически рабочий день. Слишком интенсифицировано обучение, у детей соответственно низкая двигательная активность, повышенная зрительная нагрузка, несоответствие школьной мебели, достаточно большое количество стрессовых факторов. Свыше четырех часов за компьютером ежедневно проводит не менее 20 процентов подростков».

Однако аллерголог-иммунолог Тюменского областного перинатального центра Татьяна Тюлькова считает, что все-таки нагрузки у детей дозированы, соответствуют стандартам, но школьники зачастую свое свободное время посвящают не прогулкам и физкультуре, а компьютерам, и это тоже сказывается на их иммунитете. «Иммунитет – это не отдельно взятая система организма, она связана с нервной, эндокринной системами. И на рубеже 20-21 веков выделилось целое нейро-иммунно-эндокринное направление. Поэтому рассматривать иммунитет изолированно даже от психического состояния не только, к примеру, ребенка, но и семьи в целом – это неправильно», – подчеркнула Татьяна Евгеньевна.

Две баррикады – родители и школа

Иногда родители на приеме просят: «Давайте назначайте нам иммуностимулирующие препараты!»

Но в последнее время врачи придерживаются другой тенденции – не надо ничего стимулировать, по крайней мере, если и принимать такие препараты, то дозировано. Укреплять иммунитет нужно метаболическими препаратами – по большому счету это сбалансированное, качественное питание, а не те фастфуды, которые сейчас пользуются большой популярностью. Профилактика – это только родительская любовь и желание, а врач может только проконсультировать», – считает иммунолог Татьяна Тюлькова.

Профилактику заболеваний, по словам Татьяны Евгеньевны, нужно начинать с семьи. И здесь, прежде всего, важен режим – чтобы вовремя встать, нужно вовремя лечь. «Ни о какой демократии в отношении режима и речи быть не может, здесь нужен жесткий авторитаризм. Нужно внушать, что школа – это работа, на которую нужно вовремя приходить, а значит, вовремя вставать», – добавила она.

«Мы проводили по городу анкетирование родителей всех первоклассников из 27 школ, которые участвовали в проекте «Здоровая школа», – рассказала Елена Абрамова. Вопросы были разные, но один звучал так: знаете ли вы, что такое здоровый образ жизни? 100 процентов родителей сказали «да». Следующий вопрос гласил: а применяете ли вы принципы здорового образа жизни дома? «Да» поставили только порядка 27 процентов родителей». При этом чаще всего родители рекомендации медиков не выполняют – аннотации рекламных препаратов они читают и пугаются написанного. Плюс активно изучают публикации на тему «Чем мы лечимся – чем мы травимся». У них возникает сразу чувство отрицания, и врачу бесполезно бывает что-то говорить.

«Нужно помнить, что ребенок растет в семье и повторяет то, что принято в семье. Поэтому представление о здоровом образе жизни начинает у ребенка формироваться с того, что он каждый день видит у себя перед глазами – как к собственному здоровью относятся его папа и мама. 95 процентов детей по Тюмени получают в школах горячее питание. Это прекрасный результат. Но при этом в анкетах подростков сказано, что прием горячей пищи в школе является единственным в течение дня, они не едят дома. Хотя сегодня ситуация понемногу улучшается», – рассказывает Елена Витальевна.

«Родители не готовят ребенка к школе, считая, что это общество должно заниматься им, – посетовала Татьяна Тюлькова. – Родители и школа – это словно две баррикады, которые противостоят друг другу, а где-то между ними находятся дети и врачи, которые хоть как-то пытаются повлиять на ситуацию, но порой безуспешно». А испытывает ли ребенок психологический комфорт, находясь меж двух огней?

Зона комфорта

«Психологическая устойчивость ребенка формируется в семье: если есть доверительные отношения, навыки самообслуживания, то он прекрасно адаптируется, – объясняет врач-психотерапевт Академического центра семейной психотерапии Валентина Морозова. – Современные родители почему-то считают, что самое главное – развивать интеллект, а тело и духовная составляющая, творчество – на периферии. Ходить в школу нужно обязательно, считают родители, но если он не хочет ходить в секцию, то может и не ходить. Мы отвечаем за их здоровье, мы их родители. Даже хорошо, если это будет не школа, а другое учреждение – пусть ребенок проявит себя в разных местах».

«Я, напротив, сталкиваюсь с детьми, у которых и интеллекта выше крыши, еще и тело должно работать, и не шесть раз в неделю, а по три тренировки в день, – возразила Елена Абрамова. – Многие родители, которым чего-то не хватило в детстве, пытаются реализоваться в ребенка, осознанно или нет. При существующих возможностях мы наблюдаем несчастного первоклассника, который должен заниматься четыре урока по 30 минут, а потом пойти домой, отдохнуть, погулять, поспать. Он в итоге сначала несется на английский язык, потом к нему приходит репетитор, потом вечером тренировка по хоккею. Эмоционально заброшенным детям, наверное, где-то и проще».

Важно для психологического комфорта и невралгическое здоровье школьника. Если ребенка отправить в школу с таким, например, диагнозом, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то у него возникнут в процессе обучения огромные трудности. «Многие родители думают, что школа дисциплинирует, но это глубокое заблуждение и большая ошибка мам и пап. Школа не исправит, а только усугубит заболевание, и ребенку будет очень сложно в дальнейшем. Его нужно заранее готовить к процессу обучения – еще года за два до первого класса необходимо сходить к неврологу и выявить все хронические болячки, посмотреть, не нарушен ли кровоток в голове, если при рождении была гипоксия мозга, то это тоже может вызвать большие проблемы», – считает невролог детской поликлиники №12 Елена Куличенко.

«Если ребенок пришел в школу с диагнозом гиперактивность и синдром дефицита внимания, то более десяти минут он не усидит на одном месте, будь у него хоть золотая парта. Поэтому работать с ребенком нужно еще года за два года до того, как он пойдет в школу. В пять лет необходимо посетить невролога, обследовать и пролечить», – утверждает Елена Николаевна.

В основе гиперактивности, как правило, лежит гипоксия, которая проявляется с рождения. Если бы с самого начала мы предприняли все, что можем, то могли бы лучше помочь этим детям. Но они поздно, к сожалению, попадают к специалистам. «Я не понимаю, откуда в наш век мама так уверена, что ребенок у нее здоров, не признает диагноз врача. Зато в семь лет приходят с покаянием, но многое уже упущено. Надо как-то объединяться именно в доказательствах, чтобы у родителей формировалось доверие к специалистам», – сделала вывод Елена Куличенко.

Око за око, зуб за зуб

«Учитывая поток детей, который приходит ко мне на прием, я бы не сказала, что проблем со зрением стало меньше, – отметила врач-офтальмолог «Газпром-оптики» Юлия Гончарова. – Я рекомендую родителям с самого детства обращать внимание на зрение ребенка. Бывает, что он идет в школу и не знает, что такое хорошо видеть. Если его родители ни разу не привели его на осмотр, то он никогда не пожалуется на то, что плохо видит. Нужно наблюдать – если ребенок близко подходит к экрану, щурится, наклоняется низко, чтобы порисовать. Плохое зрение родителей – тоже повод прийти к окулисту».

В основном, по словам Юлии Маглитяновны, у современных детей наблюдается близорукость, дальнозоркость встречается крайне редко. Часто регистрируется косоглазие. У мальчиков – дальтонизм. «Своевременная коррекция предотвратит в дальнейшем серьезные проблемы. Часто взрослые думают, что контактная коррекция – это вредно для ребенка, это неправильно. По стандарту, сейчас идет совершенно другой подбор очков. Если раньше очки назначались только для работы, то сегодня «очки в кармане» не назначают. Ребенку нужно нормально видеть и помимо работы. При правильно подобранных очках постоянное их ношение не приводит к ухудшению зрения», – добавляет офтальмолог. В первую очередь причина снижения зрения – это компьютер утверждает она.

«В первую очередь профилактическая работа должна начинаться еще с воспитания родителей, еще до того, как они начинают своих детей учить гигиене полости рта, – отметила детский стоматолог клиники «Академия улыбок» Ирина Пивоварова. – Ведь состояние здоровья детей тоже намного ухудшилось, потому что изменилось питание – дети не жуют, едят протертую пищу, сладости, фастфуд. Намного больше стало кариеса как молочных, так и постоянных зубов, гендевитов и стоматитов».

Ровными рядами

«Заботиться о состоянии здоровья опорно-двигательного аппарата необходимо еще в дошкольном возрасте, – говорит травматолог-ортопед Многопрофильного центра семейной медицины «ЮниМед» Дмитрий Пономарев. – Дома должен быть правильный стол для занятий и стул, нормальное место для сна, полноценное питание. У нас очень распространена тенденция: есть нарушения в осанке, значит, нужно купить дорогой корсет и он все исправит. Нужно сразу же обращаться к специалистам и не искать более легких путей».

В 2006–2007 годах, по словам Дмитрия Михайловича, проходило обследование детей в тюменских школах. Выяснилось, что по одной только школе нарушение осанки отмечалось у 50 процентов детей. Деформация позвоночника – у 25 процентов школьников. «Подготовка ребенка к школе должна начинаться уже с трехлетнего возраста. Ведь формирование осанки само по себе идет до семи-восьми лет. До этого возраста ребенок из начальной школы может носить рюкзак только до трех килограммов, включая все его содержание и не более пяти килограммов у девочек в 10-11 классе», – заключает ортопед.

Больше половины детей выходят из стен школы с нарушениями осанки и проблемами, связанными с позвоночником. Подчас у учителя не хватает времени контролировать осанку каждого ребенка, дети привыкают сидеть неправильно, а переучиваться в более сознательном возрасте крайне сложно. Поэтому необходимо с раннего детства учить ребенка правильно сидеть за партой. В помощь родителям производятся детские парты, разработанные при участии врачей. Их особенность в том, что они помогают поддерживать ребенку правильную осанку. Современные детские парты в большинстве своем имеют детали, позволяющие изменять угол наклона столешницы, регулировать парту по высоте, парты комплектуются стульями, которые регулируются по высоте и глубине сидения, такие особенности позволяют создать комфортные условия для малыша с учетом всех его индивидуальных анатомических особенностей.

Правильно подобранные детские парты позволяют повысить работоспособность детей, усидчивость, проявлять больший интерес к заданиям. Следует также отметить, что у многих детей во время учебы может ухудшаться зрение. Это происходит потому, что ребенок сидит в неправильном положении, сильно наклоняется, чтобы сфокусировать взгляд. Детские парты проектируются с учетом всех эргономических показателей и позволяют исправить положение сидения. Это поможет снизить утомляемость глаз и обеспечить оптимальный зрительный комфорт. Применение детских парт в некоторых случаях даже помогает вылечить детей от ранних стадий косоглазия, близорукости и сколиоза. Такие парты предлагает салон мебели «Август». Кстати, одну из этих чудо-парт от салона получит один из посетителей сайта за лучший комментарий к этому материалу.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО, видео Дениса ФИЛИППОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем