Город Почему мы не хотим жить?

Почему мы не хотим жить?

Проблема суицида все больше беспокоит врачей-психиатров – за последние годы резко возросло количество людей, пожелавших самостоятельно свести счеты с жизнью. Особенную тревогу вызывает тот факт, что в число самоубийц чаще стали попадать дети от десяти до

Проблема суицида все больше беспокоит врачей-психиатров – за последние годы резко возросло количество людей, пожелавших самостоятельно свести счеты с жизнью. Особенную тревогу вызывает тот факт, что в число самоубийц чаще стали попадать дети от десяти до 16 лет, не справившиеся с проблемами в семье. Для Тюмени и региона эта проблема также актуальна, именно поэтому здесь планируется создать свой суицидологический центр на базе Областной клинической психиатрической больницы.

О создании центра сообщил главный врач ТОКПБ Евгений Родяшин на научно-практической конференции «Суицидальное поведение: современный взгляд», ставшей, по словам Евгения Владимировича, «первым камнем на тюменской земле для создания профессионального сообщества». Поучаствовать в мероприятии съехались специалисты из различных уголков России. Конечно, прибыли соседи из Екатеринбурга, Перми, Омска, Новосибирска, но также присутствовали представители республики Саха (Якутия), психиатры из Минска и других городов. Как выяснилось, точки зрения у врачей на проблему суицида могут быть совершенно противоположны.

Доктор медицинских наук НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН из Красноярска Надежда Семенова рассказала о предпосылках суицидального поведения у коренного населения Сибири на примере республики Тыва. По словам Надежды Борисовны, в мире на данный момент насчитывается в среднем 14,5 самоубийства на сто тысяч населения, в России же – 34–36 суицидов на сто тысяч населения, тогда как критическая отметка – 20 случаев на сто тысяч. Однако, заметила Надежда Семенова, распределение суицидов в нашей стране весьма неоднородно – большую их часть принимают на себя коренные народы. В чем же причина?

Среди факторов риска Надежда Борисовна называет три основных группы:

  • культуральные, этнополитические и социально-экономические;

  • этнические особенности самосознания;

  • тяжелая йодная недостаточность.

Утрата традиционных народных промыслов, разрушение традиционной культуры привело к падению древнейших ценностей коренных народов – семейных отношений и родовых традиций. А кризис 90-х добавил безработицу и общее снижение уровня жизни. Большинство населения республики Тыва живут за пределами бедности, там много неполноценных и неблагополучных семей, часто употребление алкоголя.

Самосознание коренных народов – это продукт коллективистской культуры, но несмотря на это, у современной молодежи создание семьи уходит на последний план, на первом – материальные ценности и карьера. «При этом тывинские парни и девушки, в отличие от русских, зачастую пребывают в мечтах и совсем не оценивают реальную жизненную ситуацию», – отмечает Надежда Семенова. Вот и получается, что, с одной стороны, у них существует идеализированное представление о будущем, с другой стороны – невозможность реализовать их в существующей реальности, наряду со стремлением к коллективности – падение семейного уклада, и при принятии западной модели жизни – повышенная тревожность. Все вместе это является предпосылками для суицидов, считает специалист из Красноярска.

Профессор Уральской медицинской академии из Екатеринбурга Константин Ретюнский видит причину увеличения суицидов в расстройстве инстинктов самосохранения и сохранения целостности своего тела. «За последние годы в России и Европе стремительно увеличилось количество людей, которые пытаются изменить свой облик с помощью татуировок, пирсинга, ампутации конечностей и прочего», – заявляет Константин Юрьевич. Инстинкт самосохранения – базовый у человека, его ослабление приводит к самоубийству, усиление – к агрессии, бегству, панике и извращениям – например, к самоистязанию. В этом свете подвиг Александра Матросова – это поступок человека с психическим расстройством.

Подробно Константин Ретюнский остановился на самоистязании, одним из вариантов которого является влечение к модификациям тела. К психическим расстройствам не относится желание обычных модников и модниц приукрасить себя. Но проблема в том, что в последнее время такое желание приобретает характер патологии, и недооценивать это нельзя. Константин Юрьевич перечислил лишь самые популярные из извращений: боди-арт, трансвестизм, шрамирование, тоннели (приспособления, чтобы ткани тела не сближались), имплантации (металлические рожки, вживленные в кожу головы), пирсинг в самом необузданном его варианте, модификации зубов, сплиттинг (раздвоение языка), эльфийские ушки, подвешивание тела на крючках, добровольная ампутация конечностей.

«Конечно, далеко не все люди склонны к подобного рода увлечениям, это небольшие группы, но их становится больше, особенно среди молодежи. Они, не понимая, что человек – это сверхценная конструкция, разрушают ее. А это уже расстройство психики», – подводит итог уральский профессор.

А вот психиатр из Перми Юрий Вагин – последователь Фрейда – с коллегой не согласился. Он заявил, что инстинкта самосохранения, как такового, вообще не существует. А максимальным жизненным потенциалом человек обладает лишь тогда, когда происходит оплодотворение яйцеклетки, то есть в тот момент, когда происходит наше зачатие. К рождению мы исчерпываем свой жизненный потенциал на 70 процентов, и все остальное время не живем, а доживаем. Наибольшую витальную активность проявляют так называемые «нахалы» – те, кто умеет от жизни агрессивно и грамотно взять все и отказаться от того, что не нужно. «Скромники» же, соответственно, плетутся позади. Так что, действительно, наглость – даже не второе, а первое счастье.

Как бы там ни было, хочется верить, что при наличии такого разнообразия взглядов на проблему суицида в одном специалисты-психиатры будут едины – в стремлении помочь человеку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем