Город Владимир Нечепа, вице-президент компании РОСГОССТРАХ: «Мы сами идем к людям, а не просто ждем их в офисах»

Владимир Нечепа, вице-президент компании РОСГОССТРАХ: «Мы сами идем к людям, а не просто ждем их в офисах»

В 2011 году страховой компании РОСГОССТРАХ – лидеру отечественного страхового рынка – исполняется 90 лет. О том, как развивается РОСГОССТРАХ, чего удалось достичь и что ждет компанию и российский страховой рынок в ближайшем будущем, в интервью порталу 72.ru рассказал вице-президент компании Владимир Нечепа.

– Как кризис отразился на страховой отрасли? Можно ли утверждать, что его влияние уже не заметно?

– Пока нет оснований говорить, что кризис закончился, хотя определенное движение мы видим. Есть тренды, которые внушают оптимизм. Это касается в первую очередь страхования заемщиков, банки стали активнее работать. Но докризисный темп роста, когда российский рынок ежегодно рос на 20-25 процентов, не восстановился. Страховой рынок на текущий момент показывает рост в пять процентов, по итогам года эта цифра будет меньше.

– Пересмотрела ли компания стратегию развития, скорректировала ли планы, какие проекты пришлось отложить?

– Все проекты у нас продолжаются. А кризис стал дополнительной возможностью для развития. Безусловно, мы почувствовали, что такое кризис, но каких-то специальных решений по оптимизации бизнеса не принимали.

– Изменилось ли за кризисные годы отношение россиян к страхованию?

– К сожалению, для большинства наших граждан страхование не является чем-то естественным, нормой жизни. Для многих это очередной обязательный взнос. Если вы интересуетесь, растет ли спрос на страховые услуги, я вам отвечу: нет, не растет, к сожалению. Страховые компании, государство, СМИ должны активно менять отношение к страхованию, пропагандировать в хорошем смысле слова. Увы, пока рынок не создает условий для изменения отношения россиян к страхованию. Десятки компаний закрываются, наблюдаются повальные невыплаты по ОСАГО. А когда люди видят, что компании не платят, о какой страховой культуре можно говорить?

– Почему на фоне падения розничных продаж на страховом рынке в целом розница РОСГОССТРАХа в 2010 году выросла на 20 процентов? Какие каналы продаж сегодня являются наиболее перспективными?

– Главная причина успеха – в активности самой компании, в улучшении страховых программ, в том, что мы делаем их более доступными как для жителей крупных городов, так и для дальних населенных пунктов. И в этом нам помогают агенты, они – наш основной двигатель. Второй год мы реализуем программу «Железный поток». Это масштабный проект по набору агентов и консультантов во всех регионах России. Сейчас наш агентский корпус уже превысил 65 тысяч человек. С этой миссией мы идем к людям, а не просто ждем их в наших офисах. Мы очень много делаем для повышения качества клиентского обслуживания, и люди, голосуя ногами, приходят к нам. Для наших клиентов в юбилейном 2011 году мы готовим подарки: новые улучшенные программы по страхованию.

– Действительно ли сейчас страховую отрасль двигают вперед только «моторные» виды страхования?

– ОСАГО – безусловно, вид страхования номер один, но не потому, что он так любим. Люди следуют закону, который обязывает их страховать свою ответственность. И, конечно, за восемь лет автогражданки этот вид страхования по объемам, по доле в общем портфеле является лидером. В нашей компании доля ОСАГО в общих сборах по итогам восьми месяцев составляет чуть более 35 процентов. Автокаско также один из самых востребованных видов страхования в России, и в этом нет ничего удивительного. Но я бы не сказал, что эти виды являются драйверами рынка. Обратите внимание, по итогам восьми месяцев сборы по автогражданке выросли всего на три процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть рынок, по сути, не растет. То же можно сказать и о рынке добровольного автострахования. Статистика последних месяцев показывает, что рынок практически застыл. РОСГОССТРАХ развивается в другом ключе. По предварительным итогам работы за 9 месяцев 2010 года, темп роста компании по обязательному страхованию автогражданской ответственности составляет 116 процентов, по каско – 120 процентов. Я назову еще одну цифру, которая вас удивит: рынок страхования жизни находится в состоянии стагнации, нет серьезных предпосылок для его роста, а у нас, без учета договоров по страхованию от несчастных случаев, показатель темпа роста по страхованию жизни составляет 150 процентов.

– А почему это происходит, когда рынок падает, условий нет, законодательства, дающего льготы по лайф-страхованию, нет?

– Мы – одна из немногих компаний, которая предлагает классическое накопительное страхование жизни через агентов. Они активно продают новые продукты. У нас работает специальная программа по обучению персонала, которая выстроена в систему, это особенно важно для страхования жизни. Работают адаптационные программы, мы закрепляем новичков за менеджерами агентской группы – МАГами. Оплачиваем часть транспортных расходов. В следующем году мы будем расти еще больше, продолжим набирать и обучать агентов, создавать условия для успешных продаж.

– Как оцениваете ситуацию с убыточностью по ОСАГО?

– То, что происходит на рынке автогражданки, – большая проблема. Российский союз автостраховщиков (РСА), который занимается компенсацией невыплат по ОСАГО, завален исками. Десятки тысяч автолюбителей пытаются найти справедливость. Компенсационные выплаты этого года, которые РСА платит за компании-банкроты, уже превысили девять миллиардов рублей. Но фонд компенсационных выплат – это не бездонные резервы. Сейчас рынок находится в непростой ситуации. И нам обидно, что клиенты часто делают вывод обо всех страховщиках по тем компаниям, которые не платят. Мы должны пройти этот период очищения, на рынке останутся только серьезные надежные страховщики, которые будут развивать его, повышать страховую культуру людей, и страхование станет более популярным.

– Насколько вероятно повышение тарифов в связи с поправками о повышении страховых лимитов, предложенных Минфином?

– Я не сторонник прогнозов. Но знаю, что у органов государственной власти есть понимание необходимости изменения тарифов, региональных коэффициентов по автогражданке. Тарифы не менялись с 2003 года, с тех пор много чего произошло, и цены стали другими. Увеличение тарифов будет крайне важным для дальнейшей реализации закона об ОСАГО. Если этого не произойдет в ближайшее время, то количество участников рынка сократится до минимальной цифры, может встать вопрос о судьбе обязательного автострахования.

– Убыточно ли для РОСГОССТРАХа присутствие в маленьких городах, сельских районах и не планирует ли компания закрытия нерентабельных офисов?

– Нет, как раз убыточность в сельских и дальних районах небольшая. Но есть регионы, это в основном Урал и европейский север, где убыточность по ОСАГО превысила все мыслимые пороги.

Причина этого – в самих компаниях, которые не способны организовывать процессы, систему урегулирования убытков, развивать свои сети, добровольные виды страхования. ОСАГО необходимо страховой компании, прежде всего, для кросс-продаж, через них можно прийти к клиенту, чтобы затем предложить ему добровольные виды.

Если ОСАГО составляет 90 процентов портфеля страховщика – это верная гибель. Судите сами: при убыточности ОСАГО под 80 процентов и невероятных комиссионных вознаграждениях, которые превышают 20-30 процентов, неизбежно возникает вопрос: в чем тут суть бизнеса?

– Проблемы демпинга по-прежнему актуальны?

– Да, несмотря на обещания некоторых участников рынка, ситуация не улучшается. Это касается в первую очередь страхования крупных рисков, имущества юридических лиц и автокаско. Могу вам сказать, что в этих ценовых гонках мы не участвуем. За последние годы мы не приняли ни одного решения, которое бы обрушило наши тарифы.

– Как компания будет меняться в ближайшие годы?

– Наша стратегия остается неизменной. Мы будем наращивать качество наших услуг, предлагать новые и удобные для клиентов страховые продукты. Инвестиции последних лет в РОСГОССТРАХ – это инвестиции акционеров, которые позволили вывести компанию на позицию безусловного лидера страхового рынка. Была в десятки раз увеличена стоимость компании. Мы будем дальше развиваться, очень много будем инвестировать в сеть и, конечно, в наших людей.

РОСГОССТРАХ всегда четко выполнял, выполняет и будет выполнять все обязательства перед своими партнерами и клиентами – физическими и юридическими лицами. РОСГОССТРАХ естественный и надежный партнер государства. Мы выполняем государственные контракты, а также действуем как агент государства по осуществлению важнейшей программы компенсационных выплат.

– Планирует ли РГС покупать региональные страховые компании?

– Сейчас у нас нет каких-либо серьезных планов по покупке мелких региональных компаний.

– Произойдет ли массовый уход мелких страховщиков?

– Не только мелкие, но уже и средние компании покидают рынок. Процесс идет очень активно, я думаю, в ближайшее время он будет еще более динамичным, рынок очищается. Есть разные прогнозы, сколько останется – 50, 100, 200 – я не знаю, но их будет столько, сколько нужно. Крупные страховщики устоят, будут развиваться.

– Какие особенности регионального страхового рынка вы могли бы выделить?

– Нет двух одинаковых регионов, везде свои особенности, своя специфика. Программы, страховые продукты, условия в которых работают сотрудники, они едины. Мы работаем от Калининграда до Владивостока в одинаковых условиях. Мы активно развиваем программу по приведению наших офисов продаж к единым стандартам, это касается оборудования, оформления и обслуживания. Мы хотим, чтобы человек в любой точке России, придя в наш офис, понимал, что это тот самый РОСГОССТРАХ.

– Каковы основные тенденции развития страховой отрасли в ближайшие год-два?

– Я считаю, что в ближайшие годы на страховом рынке не произойдет радикальных изменений. Это будет поступательное движение, очищение, развитие добровольных видов страхования, оживление работы наших банков-партнеров. Хотелось бы, чтобы были приняты решения по корректировке тарифов автогражданской ответственности, чтобы получило дальнейшее развитие предложение об обязательном страховании строений. Этот вид будет способствовать развитию добровольного страхования. Думаю, здесь будут какие-то изменения, которые помогут активизации рынка.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем