Согласно данным исследования, проведенного Агентством социальной информации, 45 процентов курящих подростков могли бы отказаться от курения в том случае, если бы сигареты были для них не доступны. Общественный совет по проблеме подросткового курения из Санкт-Петербурга разработал специальную программу предотвращения продажи сигарет несовершеннолетним. В мероприятия программы уже вовлечены 16 крупнейших мегаполисов России. Сегодня очередь дошла и до Тюмени.
«Проблема продажи сигарет несовершеннолетним – одна из актуальных для нашего города, – заявил начальник управления по товарному рынку и услугам администрации Тюмени Анатолий Канов. – Объем от реализации табака составляет в областном центре полтора процента от общего оборота продовольственных товаров, к которым относятся и сигареты. А это свыше миллиарда рублей дохода». Анатолий Николаевич отметил, что одна из причин такого успешного развития табачной отрасли – это, прежде всего, доступность сигарет в розничной торговле. «В магазинах продавцы часто нарушают законодательство и продают табак несовершеннолетним, – заявил он. – Мы не раз обращались к различным общественным организациям с просьбой помочь администрации разрешить эту проблему и теперь охотно поддержим все мероприятия Общественного совета по проблеме подросткового курения».
На пресс-конференции в администрации областного центра был представлен проект программы, цель которой – добиться от работников торговли соблюдения законодательного запрета на продажу сигарет лицам моложе 18 лет. Как рассказала исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения Анна Сорочинская, программа включает в себя проведение социологических опросов работников торговли, обучающих тренингов для продавцов и семинаров для руководителей предприятий розничной торговли. «Наша задача – повысить правовую грамотность и рост личной ответственности работников торговли за соблюдение законодательного запрета на продажу сигарет несовершеннолетним», – подчеркнула Анна Андреевна.
А повышать есть что, как показали социологические исследования, проведенные все тем же Общественным советом. На вопрос, может ли подросток при желании приобрести сигареты в местах розничной торговли, тридцать процентов опрошенных продавцов сказали, что может, и сравнительно легко. Правда, продадут ему табак не во всех торговых точках, но и лояльных к несовершеннолетним магазинов вполне достаточно. Свыше 70 процентов респондентов среди трудностей, с которыми может столкнуться продавец при отказе продавать сигареты подростку, назвали сложность определить возраст. Остальные же, кроме двух процентов, отрицающих наличие каких-либо сложностей, ссылались на какие-либо психологические трудности: боязнь конфликтов и агрессии, нежелание вступать в диалог, мягкость при уговорах. «Не всегда нарушение закона продавцами носит предумышленный характер, – добавила Анна Сорочинская, – зачастую торговые работники просто не знают, как отказать назойливому подростку».
Впрочем, ей возразила заместитель начальника УУМ по делам несовершеннолетних по г.Тюмени Надежда Жданко: «По собственному опыту я знаю, что в каждом магазине существует уголок покупателя, где четко сказано о запрете. Так что сомневаюсь, что наши продавцы о нем ничего не слышали. В этой ситуации необходимо действовать и принимать меры, делать акцент на том, что человек нарушает закон, который защищает здоровье наших детей».
Нарушителям Надежда Павловна посоветовала представить, что они снабжают сигаретами собственных детей – тогда, возможно, отказать будет легче. Еще она призвала к активности и простых обывателей: «Если вы столкнулись с тем, что подростку продали сигареты, то не поленитесь, сообщите об этом. Ведь УВД может организовать проверку только по заявлению от гражданских лиц». Однако сознательность горожан пока что дремлет: за текущий год в УВД поступило только 19 заявлений о незаконной продаже табака несовершеннолетним.
На сегодняшний день девять предприятий города уже включились в программу Общественного совета – сейчас они участвуют в тренингах и семинарах. Среди них торговые сети «Мостовский» и «Эскада». Их управляющая Валентина Рябова сообщила, что руководство торговых сетей подхватило идею Общественного совета и хочет использовать новые методики в обучении персонала: «Только лишь жестким наказанием результата не достичь, необходимо отработать навыки разрешения конфликтных ситуаций при отказе и аргументированного отказа. Отзывы у наших продавцов, успевших поучаствовать в программе, очень хорошие».