Город ЕГЭ без цензуры

ЕГЭ без цензуры

Введение практики Единого государственного экзамена в России — пройденный этап. Уже год как россияне «переваривают» неизбежный факт: ЕГЭ признан единственной формой проверки знаний выпускников общеобразовательных учреждений. Однако и сегодня эта тема вызы

Введение практики Единого государственного экзамена в России — пройденный этап. Уже год как россияне «переваривают» неизбежный факт: ЕГЭ признан единственной формой проверки знаний выпускников общеобразовательных учреждений. Однако и сегодня эта тема вызывает горячие дискуссии среди педагогов, чиновников и общественности. Немало споров порождает как сам факт существования такой формы проверки знаний, так и технология проведения. И до сих пор однозначного ответа на вопрос, насколько эта система подходит для нашего образования, общество не получило.

Мы пригласили поразмышлять на эти темы чиновников, педагогов, представителей тюменских вузов, психологов и самих учеников на круглом столе под названием «Оправдывает ли себя введение западной модели сдачи экзаменов?», проходившем в рамках проекта 72diploma.ru.

Эксперимент под названием ЕГЭ начался в России еще в 2001 году. Тюменская область стала экспериментальной площадкой в числе некоторых других регионов РФ. Первые результаты разочаровали: по итогам экзаменов наша область, мягко говоря, не лидировала среди других территорий. А в 2005 году выяснилось, что хуже, чем тюменские школьники, русский язык знали только в Кабардино-Балкарии. Тогда у нас отмечался высочайший процент двоек, превышающий средний по России практически в два раза, а также малая доля пятерок — почти в два раза меньше, чем в целом по России. По остальным предметам ситуация выглядела немногим лучше.

Но шли годы, ЕГЭ набирал обороты, и Тюменский регион показывал все более качественные результаты. Теперь от прошлых страхов вроде бы не осталось и следа — технология сдачи Единого государственного экзамена постепенно налаживается, учителей адаптируют «под формат ЕГЭ», детки, хоть и боятся, но сдают, родители возмущаются и противятся, но детей запугивают — попробуй только не сдай. В общем, жизнь идет своим чередом.

Однако споры вокруг Единого государственного не утихают и по сей день. Чиновники от образования оптимистично заявляют, что ЕГЭ избавит нас от коррупции в вузах во время вступительных экзаменов, что это объективная оценка знаний учащихся. Скептики подливают масла в огонь: при западной, неродной, модели тестирования школьник научится зубрить, но разучится самостоятельно рассуждать. А эксперты отмечают, что с момента введения экзамена количество недовольных этой системой только растет.

Гул стоит по всей России, родители и учителя дискутируют в форумах, на сайтах общественных организаций и даже у себя на кухнях. В чем же несовершенство системы Единого государственного экзамена в России и какие достоинства у такой формы проверки знаний? Отражает ли ЕГЭ реальные знания учащихся? И подтверждают ли потом ставшие студентами школьники хорошие результаты выпускного экзамена? И не является ли ЕГЭ серьезной психологической нагрузкой для учащихся?

Чаще всего боятся ЕГЭ и критикуют его те, кто не знает, в чем суть подобной формы проверки знаний, считает ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО) Ольга Ройтблат. Прежде чем протестовать, говорит она, попробуйте сами решить тестовые задания своего ребенка. Кстати, так делают некоторые ректоры вузов — сами себя экзаменуют, а «продвинутые» директора школ, чтобы успокоить родителей, предлагают им сделать задания ЕГЭ прошлых лет.

«Введение Единого государственного экзамена нужно было, прежде всего, ученику, родителю и даже учителю. Впервые за двести лет российского образования появилась независимая оценка. Ведь раньше, по традиции, знания ученика оценивал тот же учитель, который и давал их своим ученикам. О какой объективности тут можно говорить? Естественно, что дальше так продолжаться не могло», — говорит ректор ТОГИРРО. По словам Ольги Владимировны, введение ЕГЭ подстегнуло интерес самого ученика, так как основным принципом нововведения стала доступность и равные возможности абсолютно всех учащихся. Впервые у ребят из сельских школ появился шанс поступить в высшие учебные заведения.

Еще один плюс Единого государственного экзамена, по мнению Ольги Ройтблат, это возросший как никогда интерес к качеству образования. Ни одна реформа в этой сфере еще не давала такого общественного всплеска. Однако про нашу область нельзя сказать, что она находится в «переходном периоде» — механизм ЕГЭ в регионе уже отработан и дальше будет только совершенствоваться. «Нет у нас закостенелой программы, мы постоянно проводим диагностику — пробные репетиционные экзамены, во время которых выясняются пробелы в знаниях учащихся. Сразу же в курсы вбрасываются необходимые задания для подготовки педагогов и учеников, проводятся семинары по трудным темам», — говорит Ольга Владимировна.

Игорь Шишкин

Среди существенных недостатков Единого государственного экзамена называют его «механистичность» и утерю творческого начала. Об этом на круглом столе заявила учитель русского языка тюменской школы №57 Галина Федосеева. Но ее замечание вызвало массу возражений. Так, методист методического кабинета Управления образования администрации Тюменского района Олеся Мысовских напомнила, что 15 лет назад учеников можно было упрекнуть в том, что они свои сочинения пишут слишком реферативно, заранее зная и отрабатывая тему. Сейчас же, наоборот, ребята работают с неизвестным текстом и проявляют гораздо больше творчества. Ее поддержала и Ольга Ройтблат: раньше весьма популярны были готовые сборники сочинений, которые учащиеся усердно переписывали. Из всех сочинений, как правило, 100–160 были позаимствованы. Кроме того, еще на слуху истории о том, как учителя «вытягивали» своих медалистов, подбирая подходящие чернила и правя работы учеников.

По мнению первого заместителя директора департамента образования и науки Тюменской области Игоря Шишкина, творческое начало должно формироваться и проявляться на уроках, а не во время экзамена: «Да, тест и творчество несовместимы, но лишь потому, что творчество — это все обучение целиком, а тесты — всего лишь форма аттестации. И совсем неважно, в каком виде происходит проверка знаний, в любом случае, школьник должен показать и свое творчество, и эрудицию, и начитанность».

Ольга Ройтблат добавила, что если детей хорошо обучили и качественно развивали школьные педагоги, то они смогут показать свои таланты в любом случае, их не надо натаскивать на ЕГЭ. В этом плане одним из ключевых становится вопрос повышения квалификации самих учителей. С этой целью в ТОГИРРО регулярно проводятся семинары, приглашаются педагоги-новаторы со всей России, которые делятся своим творческим опытом. Надо полагать, в результате поднявшегося уровня самих педагогов за последние годы в Тюменской области в пять раз возросло количество детей, которые принимают участие в олимпиадах, где могут проявить свое творчество в полной мере.

Игорь Шишкин рассказал, что с четвертого класса вплоть до конца обучения школы формируют портфолио учащихся, куда суммируются все достижения ребенка, данные об участии в конкурсах и олимпиадах, победы. И при поступлении в вуз при прочих равных результатах у ребенка с объемным и качественным портфолио будут преимущества.

«Прежняя система знаний была не менее уязвима для критики, — высказался директор городского департамента образования Павел Креков. — Я помню, как раньше школьники сдавали экзамены, и проблема объективности тоже была очень актуальной. Такой уж мы народ — приспособимся ко всему». Когда ввели ЕГЭ, возникла острейшая ситуация: выяснилось, что учителя не знают свой предмет и необходимо повышать их уровень. «Как только педагог начнет свободно ориентироваться в системе ЕГЭ, тогда и у школьников со сдачей экзамена проблем не возникнет. К любому испытанию нужно готовиться, здесь не обойтись обычным натаскиванием. Да, безусловно, любая система требует совершенствования, этого никто не отрицает. Справедливо говорят о том, что гуманитарные предметы с трудом вписываются в формат тестов. Однако есть часть «С», где присутствуют элементы сочинения», — говорит Павел Креков.

Павел Креков

Не секрет, что для многих учащихся ЕГЭ становится огромным стрессом. Некоторые из них не выдерживают страшного напряжения: в СМИ сегодня говорится уже о трех свежих случаях суицидов, совершенных якобы по причине плохих результатов ЕГЭ. И в России подобные трагические случаи регистрируются каждый год. «Как специалист, я не верю в то, что ЕГЭ — это единственная причина самоубийств, — говорит семейный психолог Альфия Кабирова. — Истоки трагедии надо искать дальше и глубже. Экзамен, как правило, лишь становится лакмусовой бумажкой какой-либо личностной психологической травмы ученика».

По мнению Альфии Кабировой, наше общество в штыки воспринимает все новое — отсюда и негативное отношение у ЕГЭ. Кроме того, у россиян по менталитету еще сильны иждивенческие настроения: если мне дают задание, в котором я себя проявляю не успешно, то значит, это задание плохое. Подобное отношение подталкивает людей воспринимать школу и в целом систему образования как изначально вредную, обучающую «не тому». Таким образом, ответственность перекладывается с семьи, с ребенка на образовательное учреждение и педагогов.

Также любят родители излишне нагнетать тревогу на своих детей, как будто при сдаче ЕГЭ им придется столкнуться с настоящим врагом. Немудрено, что в такой ситуации школьники воспринимают экзамен, как поле битвы, зарабатывая себе стресс. Впрочем, репутацию новой аттестации подпортили и сами учителя, которые из собственного страха запугивали и своих учеников. Павел Креков добавил, что самоубийства — это фактор психологического здоровья нашего общества, и делать из ЕГЭ «крайнего» ни в коем случае нельзя. «А нервничали и в обмороки падали и при прежней форме экзаменов», — отметил руководитель городского департамента образования.

К тому же, отметили участники круглого стола, чтобы сильно не волноваться на экзамене, к нему нужно заранее подготовиться. Тем более, что возможностей для этого предоставляется достаточно. По словам Игоря Шишкина, выпускник сдает как минимум два тотальных испытания — пробное и основное по русскому языку и математике. По желанию, можно оплатить дополнительные экзамены и проверять себя хоть в ежедневном режиме. Кроме того, несогласные с оценкой имеют право подать апелляцию.

Владимир Долгушин

Как говорит проректор по учебной работе и довузовскому образованию Тюменского государственного нефтегазового университета Владимир Долгушин, он не первый год является членом конфликтной комиссии по ЕГЭ. Апелляций на самом деле подается немало, в основном, по части С, но удовлетворяется только их малая часть — в этом году порядка 15 процентов. По русскому языку было подано около 140 апелляций и, как оказалось, почти половина подавших их ребят просто хотели посмотреть свою работу. В итоге 30 процентам школьников была повышена оценка, в одном случае даже на пять баллов. Зато по информатике оценку не изменили никому. «Апелляционный процесс страхует, прежде всего, от технических ошибок, — считает Владимир Вениаминович. — Это совершенно демократическая процедура, поэтому в дальнейшем, как правило, претензий у ребят и их родителей не возникает. Уходят, конечно, в слезах, но с результатом согласны».

Страх перед ЕГЭ, по мнению участников круглого стола, еще связан с сформировавшимся в обществе родительским мнением о том, что без высшего образования жизнь заканчивается. Не сдашь ЕГЭ — не поступишь в вуз, следовательно, не получишь хорошую работу, лишишься шансов на саморазвитие, стать культурным человеком. Это неправильное воспитание, отмечает Ольга Ройтблат, нужно менять такой менталитет: «По сути, человек должен учиться всю жизнь, но сейчас в вуз ребята идут не за знаниями, а за дипломом. Есть школьники, которые в виду своих психологических и физиологических особенностей не могут освоить программу вуза, но их родители хотят, чтобы у ребенка было высшее образование. И обрекают своего ребенка на муки, а общество получает массу ненужных специалистов с дипломом».

Родители желают, чтобы их дети были счастливы, поддержала Альфия Кабирова, но высшее образование — это не гарантия счастья, на деле получится, что человек даром потеряет пять лет жизни, а мог бы в это время развивать свои способности. Хотя, как справедливо отметил Павел Креков, корочки о высшем образовании в современном мире служат для выпускников своего рода «поплавком» — с дипломом все же легче устроиться на работу. «Тем не менее, гуманнее не тащить в вуз, а дать человеку ремесло, и потом уже он уже определиться, куда двигаться дальше», — добавил Игорь Шишкин.

В целом, заседание круглого стола прошло довольно гладко: столкновения противоборствующих лагерей — «за» и «против» ЕГЭ — не произошло. В правильности введения ЕГЭ никто не усомнился, и все пришли к единому мнению: споры вокруг ЕГЭ по большей части связаны с недостатком информированности населения.

Спонсор круглого стола — ОАО «ВУЗ-банк»: кредиты на обучение.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО, видео Юрия БЫБИНА и Дениса ФИЛИППОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем