Город Тархан Хашагульгов, генеральный директор ООО «РГС-Урал»: «Страховая деятельность не дает поводов для самоуспокоения»

Тархан Хашагульгов, генеральный директор ООО «РГС-Урал»: «Страховая деятельность не дает поводов для самоуспокоения»

" src=

Генеральным директором ООО «РГС-Урал» и директором филиала компании – управления по Тюменской области – в начале февраля стал Тархан Хашагульгов. Он сменил на этом посту Евгения Полоротова, 12 лет возглавлявшего ООО. Новое назначение призвано укрепить позиции крупнейшей российской страховой компании в Тюменской области в условиях возрастающей конкуренции.

Свое первое интервью в новой должности Тархан Хашагульгов дал бизнес-порталу 72.ru.

Тархан Исраилович, вы недавно работаете в Тюменском филиале Росгосстраха, поделитесь, пожалуйста, первыми впечатлениями.

– Первое, что можно отметить – Росгосстрах работает в Тюмени стабильно, ежегодно увеличивая объем предоставляемых услуг и наращивая сбор страховой премии. Я уверен у филиала большие перспективы и в ближайшее время он будет укреплять свои позиции в области.

Можно много говорить о том, что Тюменский регион – сырьевая база России. Сама область очень перспективная, в финансовом плане – стабильная, показывающая хорошие темпы роста экономики. Эти факторы, конечно, имеют место, но, как говорится, кадры решают все. Основная причина моей уверенности в успешной работе филиала – люди. Здесь трудятся профессионалы, которые делают свою работу с высоким качеством и большим энтузиазмом.

Но, наверное, есть то, что вы бы хотели изменить?

– Страховая деятельность не дает поводов для самоуспокоения. Нам нужно совершенствовать работу, исходя из потребностей страхователя. Наша задача – построить полностью клиентоориентированную компанию. У нас в Тюменской области 45 структурных подразделений. Многие функции дублируются. Их можно сосредоточить в дирекции в областном центре, разгрузив тем самым наши подразделения – агентства и страховые отделы. Скажем, сосредоточить бухгалтерию, операционный учет в дирекции. У нас в компании используются современные информационные технологии, новейшие программы, соответствующие лучшим мировым стандартам. Мы планируем в ближайшее время централизовать бухгалтерский учет, и, таким образом, потенциал наших страховых агентств и отделов освободится для того, чтобы активней заниматься продажами, нормально работать по клиентской базе и увеличивать ее. Нам есть куда двигаться в этом направлении, мы живем в условиях стабильной экономики, естественно, это налагает определенную ответственность.

В чем, на ваш взгляд, основа ориентации на клиента?

– Когда я приезжаю работать в новый регион – а Тюменский филиал уже пятый по счету после Владивостока, Астрахани, Курска, Саратова – сначала изучаю, как работает сетевой маркетинг, как устроен ретейл. Я гулял недавно по городу, зашел в магазин без 15 семь, о чем-то спросил продавца и услышал в ответ: «Я уже кассу закрыла».

Если мы говорим о маркетинге и собираемся поднять уровень продаж до высокой отметки, то необходимо коренным образом менять подходы к обслуживанию клиентов. Необходимо максимально удовлетворять их потребности. Надо качественно обслуживать людей, и тогда будет успех.

Нередко новый директор приходит со своей командой. Вы намерены произвести какие-то кадровые изменения, перестановки?

– Я придерживаюсь другой тактики работы в команде. Считаю, что в России нет плохих регионов в смысле кадрового обеспечения. Каждая область по-своему уникальна, везде можно найти точки опоры, везде есть порядочные профессиональные люди, нацеленные на результат. Надо просто этих людей найти, обучить в случае необходимости. Тогда «зажгутся звезды», и так случалось практически во всех регионах, где я работал. Когда я в свое время принимал Дальневосточный филиал, высказывалось мнение, что на ключевые должности нужно пригласить «варягов». Ничего подобного – мы нашли местные кадры, обучили их, и люди успешно работают. Во многом благодаря им Приморский филиал получил высшую награду страхования – Золотую Саламандру.

Кстати, «РГС-Урал», в состав которого входит Тюменский филиал, также имеет эту награду в номинации «Лидер межрегионального страхового рынка России ».

Какой страховой продукт в Тюмени до сих пор был самым успешным?

– С удовлетворением хочу сказать , что Тюменский филиал Росгосстраха имеет сбалансированный страховой портфель. Так, доля ОСАГО не превалирует над остальными. Мы будем стремиться оставаться лидерами на рынке обязательного автострахования, но, вместе с тем, будем особое внимание уделять развитию имущественных видов страхования, проекту «Жизнь», который стартовал более года назад и успешно работает. Я думаю, здесь большие перспективы для развития всех направлений добровольного страхования.

Тюменский страховой рынок удивил вас чем-либо?

– Ситуация на тюменском региональном страховом рынке отражает общую картину рынка. Здесь работает более 100 страховых компаний. Ситуация типичная, конкуренция высокая.. Вопрос в другом. Сейчас требования к страховщикам ужесточаются. Уровень развития рынка и экономическая ситуация в стране позволяют предъявлять более высокие требования к компаниям. Недавно было принято распоряжение правительства РФ о стратегии развития страхования на 2008-2012 годы. В ней четко изложены цели, стоящие перед страховщиками по развитию рынка. Вместе с укреплением экономической стабильности общества растет страховая культура людей и, естесственно, рынок страховых услуг должен идти в ногу со временем.

Вы считаете своими конкурентами крупных страховщиков или готовы побороться за клиентов мелких компаний?

– О конкурентах я всегда говорю либо хорошо, либо ничего. Каждая компания, и крупная, и мелкая, имеет свой бренд, свою клиентскую базу. Клиенты сами выбирают того страховщика, который отвечает их потребностям.

Однако мы видим, что с каждым годом повышаются требования к уставному капиталу, формированию резервов, финансовой надежности страховых компаний. Естественно, число их сокращается. В 2005 году их было 1347, в 2007 осталось 857. И этот процесс будет продолжаться. С рынка уходят слабые игроки, которые не в состоянии выполнять свои обязательства перед клиентами.

С другой стороны, в Тюменской области много крупных успешных предприятий. Страховщик, заключив договор с одним из них, может расслабиться, а кому-то достанутся проблемы убыточного ОСАГО.

– Если страховщик проявляет такую самонадеянность, на этой компании можно ставить жирный крест. Самодостаточность должна проявляться в том, что ты расширяешь страховое поле, увеличиваешь долю рынка, улучшаешь качество предоставляемых услуг.

Лидировать на рынке страхования будут те компании, у которых хорошие финансовые позиции, четко выстроены взаимоотношения с клиентами и хорошо поставлена работа по урегулированию убытков.

В нашей компании сейчас внедряется система «ГУРУ», которая соответствует мировым стандартам. При переходе на новые IT-технологии всегда нужен определенный период, связанный с формированием базы, вводом договоров, подготовкой специалистов. Это временные трудности, они не влияют на деятельность компании в целом. В среднесрочной перспективе они дадут Росгосстраху определенные преимущества перед конкурентами. Если мы хотим войти в ВТО, конкурировать с иностранными компаниями на международном рынке, то нам придется ориентироваться на их уровень.

Тяжело перестроить сотрудников на работу с электронными системами, с той же «ГУРУ», много приходиться вкладывать в их обучение?

– В обучение персонала вкладываются немалые средства, но это с лихвой окупается, поскольку использование новых технологий ускоряет процессы обработки информации, урегулирования убытков. В результате – выигрывает клиент. Игра стоит свеч.

Считается, что российский страховой рынок растет за счет обязательного страхования, которое люди воспринимают как дополнительный налог, а имущественное страхование недооценено. Можно ли переломить ситуацию?

– Она и так меняется. Обязательные виды страхования составляют значительную часть в портфеле многих компаний. Однако с возникновением стабильного общества растет страховая культура, увеличивается потребность в многообразных видах страхования. Я могу уверенно говорить, что в ближайшие годы будет развиваться именно добровольный сектор страхования. Это имущественное страхование, личное, жизнь, медицина.

Как раз эти виды страхования хорошо развиты в иностранных компаниях. Выход их на рынок страховщики ждут с опасением?

– Иностранные страховщики уже активно работают на российском рынке – они стали акционерами во многих крупных страховых компаниях.

В Росгосстрахе проведена огромная работа для того, чтобы достойно противостоять западным соперникам. Нам необходимы именно эти конкуренты. Когда лидер не видит ничего нового, начинаются застойные явления. Конкуренция всегда была стимулом роста.

А может одна отдельно взятая, пусть даже крупная компания, влиять на страховую культуру страны? Заниматься просвещением?

– Мы такую работу ведем постоянно. При содействии нашей компании во многих регионах введены школьные курсы, которые так и называются – «Азбука страхования». В компании действует корпоративный университет, работает бизнес-школа, школа страхового агента. Многие сотрудники Росгосстраха прошли эти этапы обучения, и, в целом, мы как компания, имеющая большой страховой портфель, естественно, влияем на страховую культуру общества.

Как вы оцениваете перспективы продажи страховых продуктов через Интернет?

– Я думаю, жизнь нас к этому приведет. Если не в ближайшей перспективе, то в среднесрочной точно. В мире услуга практикуется очень активно – это удобно клиентам. Направление интернет-продаж будет развиваться и у нас. Компания Росгосстрах сейчас рассматривает проект прямых продаж через Всемирную паутину, и в ближайшее время займется его внедрением. Существуют определенные объективные трудности в этом вопросе, скажем, несовершенная законодательная база. Но они будут преодолены. Даже если доля такой услуги в общем портфеле будет небольшой, ее стоит развивать.

Летом вступает в силу поправка к закону об ОСАГО, касающаяся прямого урегулирования убытков. Это серьезно изменит ситуацию с ОСАГО в России?

– Прямое урегулирование убытков – это плюс, оно выгодно и страхователю, и страховщику. Страхователю – потому всегда проще урегулировать убыток в своей страховой компании, чем искать страховщика виновника ДТП. Страховщику – потому что всегда проще и удобнее работать со своим собственным клиентом, чем с чужим, как происходит при сегодняшней системе урегулирования убытков. Это стимулирует страховщика на повышение уровня сервиса. Когда страховщики выступили с инициативой введения прямого урегулирования, предполагалось, что крупнейшие страховщики отработают на себе механизм прямого урегулирования, а затем, по мере готовности, к системе подключатся остальные участники рынка (так, например, прямое урегулирование вводилось во Франции, где размер автопарка почти аналогичен российскому). Страховщики исходили из того, что введение этой системы не только облегчит жизнь страхователям, но и позволит компаниям значительно минимизировать расходы, получать более четкую статистику. Но когда идею решили распространить на всех и установили жесткую дату ее введения, это вызвало серьезную озабоченность специалистов.

На сегодняшний день на российском страховом рынке практически отсутствует развитая система урегулирования убытков. Только Росгосстрах имеет разветвленную систему во всех субъектах федерации. Еще несколько компаний приближаются к этому показателю. В общей сложности к введению системы прямого урегулирования сегодня технически готовы не более 5% членов РСА.

Если данная схема заработает, это существенно изменит ситуацию на рынке ОСАГО с точки зрения повышения уровня сервиса. Более того, можно говорить и о том, что изменится сам состав игроков – учитывая вышесказанное, люди будут более серьезно подходить к выбору страховой компании и обращать особое внимание на то, как работает ее система урегулирования убытков. Однако необходимо отметить, что для введения нового проекта недостаточно только технической готовности самих страховщиков. Должен быть создан единый расчетный центр, через который будут проходить платежи, а это требует времени. Должен быть принят ряд законодательных и нормативных актов для того, чтобы система заработала. В том числе, должны быть приняты соответствующие поправки в налоговое законодательство. В противном случае страховщикам придется платить НДС с каждой выплаты. Должна быть разработана единая методика оценки ущерба, иначе при осуществлении выплат могут возникать разногласия между страховщиком виновника и страховщиком потерпевшего.

Правда ли, что Росгосстрах в Тюмени собирается переезжать в новый офис?

– Да, мы собираемся переехать в новое помещение, там уже идут внутренние отделочные работы. Переезд планируем на конец марта. Это современный офис, в котором нашим специалистам будет удобно быстро и качественно обслуживать страхователей. Клиентам приятно будет войти, и работа с ними будет поставлена по- новому.

Тюмень – не первый город в вашей карьере. Это просто очередная ступенька или более серьезный поворот в жизни?

– Я намерен здесь работать всерьез и долго. Во все города, где я возглавлял филиалы РГС, я приезжал впервые, Владивосток только на карте видел. А Тюменская область – это край моей юности. Я дважды здесь побывал в составе студенческих строительных отрядов. Первый раз работал в Тюмени, второй раз в поселке Березово Ханты-Мансийского автономного округа. Кстати, второй раз я приезжал командиром студенческого отряда, по итогам нашей работы получил Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ. Это была первая моя награда, я ею очень дорожу. Такое не забывается. Поэтому впечатления об этом крае у меня с юности самые лучшие. Сейчас я также надеюсь, что у меня получится здесь работать. Я очень этого хочу и сделаю все, что от меня зависит.

Фото: Фото предоставлено пресс-службой ООО «РГС-Урал»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем