В Тюмени планируют организовать скоростные автобусы вместо трамваев и метро (от строительства последнего отказались из-за дороговизны). Вместе с урбанистами попытались понять — нужна ли новая транспортная система городу и в чем ее преимущества и недостатки.
Что за система такая?
— Это система Bus Rapid Transit, если проще — обособленных автобусных полос, отделенных от остальной проезжей части, — рассказывает урбанист Аркадий Каюгин. — Посадка в автобусы осуществляется через специальные терминалы, куда вход через турникеты (то есть оплата не в автобусе, а до входа в него — почти как в метро). Автобусов должно быть много, и они должны ходить часто.
Впервые эту систему применили в Бразилии более полувека назад. Она должна была стать метро, которое сложно было организовать.
Решение принял мэр города Куритиба Жайме Лернера в 1972 году. По задумке, система станций на выделенных полосах для автобусов должна была стать заменой скоростному подземному транспорту, который в тот момент едва ли был доступен небольшому городу. Эта система используется более чем в 150 городах по всему миру — как в маленьких, так и в больших. По данным портала Global BRT, который создан для сбора статистических данных этой системы в разных уголках мира, скоростными автобусами пользуются больше 31 миллиона человека в день. Наиболее популярен этот вид транспорта в Латинской Америке и Азии. Общая протяженность, по данным этого сайта, составляет почти шесть тысяч километров. Но в России нет подобных скоростных автобусов.
Плюсы и минусы BRT
По мнению урбаниста Аркадия Гершмана, основателя канала и проекта «Город для людей», введение системы BRT — разумный вариант.
— Видимо, власти поняли, что денег больше не будет и им придется самостоятельно решать накопившиеся за десятилетия проблемы. Притом чем дольше ждать, тем сложнее будет запустить такой проект политически, потому что каждый день отсутствия нормального городского транспорта прибавляет личных машин на уже перегруженных улицах. В этом смысле довести автобусные маршруты до качества метро по скорости и надежности — самый разумный вариант, — считает Гершман.
Но для этого тюменским властям придется выполнить ряд условий.
— Это потребует физически обособленных полос для автобусов по центру улиц с платформами-остановками и приоритетом движения на светофорах. Дополнительно потребуется закупка автобусов-гармошек и сокращение дублирования маршрутов, чтобы было примерно, как с метро: пересадочные остановки в центре и расходящиеся на окраины линии, где, грубо говоря, будет 1 улица — 1 маршрут автобуса с интервалом в 3–10 минут, — рассказывает урбанист.
Гершман считает, что вложения для запуска системы минимальны, если сравнить с метро или трамваем. Но у скоростных автобусов есть и свои минусы.
— Минус BRT — ограниченная провозная способность. В отличие от трамваев, автобусы вмещают меньше людей и частота движения крайне ограничена. Иначе будут пробки на автобусных полосах из автобусов. Транспортники называют такие системы «трамваем для бедных». Но главное, что при росте пассажиропотока придется перестраивать линии в трамвай, что гарантированно вызовет коллапс в течение перестройки, — говорит Гершман.
Логично предположить, что при введении такой системы необходимо будет расширять узкие тюменские улицы. Прибавит она и пробок — ведь, по идее, у автомобилистов заберут часть полос. По мнению Аркадия Каюгина, этого можно и избежать.
— Если в двух словах, то идея (введения в Тюмени Bus Rapid Transit. — Прим. ред.) хорошая. И в нынешних условиях оптимальная для Тюмени по соотношению цена и скорость реализации. В десятимиллионной Боготе (столица Колумбии. — Прим. ред.) систему развернули за три года — это самый яркий пример успешного её применения. Хотя, там есть свои минусы, куда же без них. Что касается ширины улиц, то в Боготе они, конечно, шире. Но с другой стороны, у нас и не 10 миллионов жителей. Если тюменская система BRT будет действительно быстрая и удобная, то пробок больше точно не станет даже при сужении проезжей части — всё больше людей будут предпочитать становиться пассажирами, — считает Каюгин.
По мнению Каюгина, сейчас ввести такую систему практически нереально. Но и из этой ситуации есть выход.
— Вводить «прямо сейчас» такую систему вряд ли возможно. Для этого нужно разработать проект, найти деньги. А это работа не одного года. Что можно делать прямо сейчас? Увеличить протяженность обычных выделенных полос для автобусов. Потом часть из них может стать и обособленными полосами для BRT, — делится мнением урбанист.
Точная сумма, которая будет выделена на выполнение работ для организации скоростных автобусов, пока неизвестна. В городской администрации рассказали, что вплотную будут заниматься ее внедрением в Тюмени после 2030 года.
Ранее мы рассказывали, что в Тюмени на улице Ленина в 2025 году появится еще один отрезок дороги с выделенной полосой для общественного транспорта — от Челюскинцев до Первомайской.
Полезна ли будет система скоростных автобусов в Тюмени?