Урбанист Аркадий Каюгин прогулялся по улицам Москвы и сравнил их с тюменскими. В первую очередь его интересовало, насколько безопасны они для водителей и пешеходов. Предлагаем прочитать его колонку, где он делится мыслями о том, что стоит Тюмени перенять у столицы.
Что взять у Москвы?
Приезжая в другой город, невольно обращаешь внимание на то, как там всё устроено, с точки зрения урбанистики. Меня, в первую очередь, интересует удобство и безопасность дорожного движения. К сожалению, Тюмень в последнее время скатилась в рейтинге безопасности дорожного движения на незавидные позиции. Так, по данным РИА «Новости», Тюменская область за первое полугодие 2024 года занимает второе с конца место по показателю «Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП на 100 тысяч населения». Но это область, в том числе с «трассами смерти» Тюмень — Омск и Тюмень — Ханты-Мансийск. А что сам город Тюмень?
За девять месяцев 2024 года, по данным сайта stat.gibdd.ru, в городе Тюмень произошло 1368 ДТП с пострадавшими, в которых погибли 27 и были ранены 1716 человек. Это в сумме 202 случая на 100 тысяч жителей города. Для сравнения в Москве за тот же период этот показатель равен 57, то есть в 3,5 раза меньше! Вот о Москве и пойдёт сегодня речь.
Нет, мы не будем в целом рассматривать «как похорошела Москва при Собянине», однако на примере одной улицы рассмотрим, что же там с организацией дорожного движения и вообще удобством и безопасностью передвижения по городу. Знакомьтесь, улица Лесная, протянувшаяся на километр с небольшим от Белорусского вокзала на северо-восток.
Начинается улица на перекрестке с 1-й Тверской-Ямской, где нанесена «вафельная» разметка.
Заезжать на такую размету, если за перекрестке образовался затор, запрещено и чревато штрафом. В Тюмени «вафельницу» рисовали пару лет назад на перекрестке улиц Профсоюзной и Советской и обещали нанести ещё на 20 перекрестках. Однако что-то пошло не так, и разметка так больше нигде и не появилась (поправьте, если я не прав).
Обратите, кстати, внимание на небо. Да, там трамвайные провода, зато нет привычных для на большинства крупных перекрестков Тюмени знаков «Движение по полосам», висящих над проезжей частью. Я таких растяжек в Москве почему-то вообще не встречал.
Трамвайная линия на Лесной улице — самая старая в Москве. Она была открыта ещё в 1899 году. Но закрыта в 2008. Однако в 2012 году снова открыта, а в 2017 году продлена до Белорусского вокзала. Остановочные павильоны, которые видно на фото, появились на Лесной всего несколько лет назад, до этого пассажиры выходили из трамвая прямо на проезжую часть. А ещё на этом фото есть забор — пешеходное ограждение. Кажется, это единственный случай размещения пешеходного ограждения — вдоль посадочной площадки посередине проезжей части — который встречается в Москве. Кстати, это единственный международно признанный вариант размещения пешеходных ограждений (это миф, что в Европе их вообще нет).
Кстати, когда-то на Лесной кроме трамваев были и троллейбусы. Здесь находилось троллейбусное депо, построенное в 1870-х годах ещё для обслуживания конно-железных дорог. После закрытия в городе троллейбусного движения депо превратилось в фудмолл, в котором работают несколько десятков ресторанов. А на смену троллейбусам пришли электробусы. Не будем здесь обсуждать адекватность этой замены.
На конечных остановках электробусы выпускают свои пантографы и превращаются в троллейбусы, пока стоят на подзарядке.
Итак, посередине улицы Лесной трамвайная линия, а для автомобилей — по одной полосе в каждую сторону. И это ещё не всё.
Временная велополоса тут появилась в начале велосезона 2020 года и стала причиной споров как в обществе, так и в политических кругах. Однако автомобильное лобби проиграло, и в конце августа того же 2020 года велополоса стала постоянной.
А на соседних второстепенных улицах велополосы нет, но есть нюанс.
Тут висит знак, информирующий о том, что тут велосипедисты могут ехать по краю проезжей части. Ну а что, ограничение скорости 30 км/ч, почему бы и нет.
Скоростной режим на всех второстепенных улицах, что я видел — 30 км/ч. Кстати, на главных улицах, например на Тверской — 50 км/ч.
А в зоне нерегулируемых пешеходных переходов искусственные неровности и ограничение скорости до 20 км/ч.
Кстати, тут устанавливают знаки по ГОСТ Р 58398-2019 «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения». Это не только знак «Парковка для инвалидов», но и размер всех знаков. Они меньше, чем обычные. Для небольших улиц со сниженным скоростным режимом — это отличное решение.
Надо ли говорить, что все парковки тут платные? При том не в пример дороже тюменских.
Парковки стоят столько, что дешевле будет на такси (про трамвай молчу). Поэтому такси тут много, очень много. Некоторые парковки исключительно для такси.
Не надо забывать и про каршеринг множества разных компаний. Ну и кикшеринг тоже.
На арендных самокатах в Москве установлены таблички с номерами. В Тюмени пока такое требование не появилось.
На некоторых тротуарах висят знаки, запрещающие движение самокатов.
Кстати, обратите внимание на этом и других фото на количество урн. По сравнению с Тюменью их очень-очень много. Ну и приствольные круги.
Они реально широкие и с бордюрами. Это минус для пешеходов, зато плюс для деревьев. Теперь давайте посмотрим ещё раз на пешеходные переходы.
Почти на всех светофорах тут установлены дополнительные секции с бело-лунным мигающим человечком со стрелкой. Эти сигналы были введены в марте прошлого года. Мигающий белый сигнал секции дополнительно информирует водителя, что в случае поворота в том направлении, на которое указывает стрелка, у него на пути окажется регулируемый пешеходный переход, на котором горит разрешающий сигнал светофора, и разрешено движение пешеходов. То есть такой сигнал светофора позволяет вернуть конфликтные пешеходные фазы, но только на перекрестках, где поворачивающих автомобилей сильно меньше, чем едущих прямо. Плюс в том, что у пешеходов дольше горит зелёный. В Тюмени множество перекрестков, где такое регулирование можно смело вводить.
Кстати, на километровой улице Лесной уместилось целых 11 пешеходных переходов. При этом три из них находятся буквально на 50-метровом участке.
К гадалке не ходи, в Тюмени в подобной ситуации оставили бы один пешеходник. Ну а заканчивается Лесная улица диагональным пешеходным переходом.
Появление официальных диагональных пешеходных переходов в Тюмени власти обещали ещё четыре года назад. Но пока люди продолжают ходить по диагонали незаконно… Ну и напоследок две, казалось бы, мелочи, но всё же.
Во-первых, это вот такие QR-коды на каждом светофоре. У каждого светофора свой номер, и если не нравится его настройка (например, слишком долгое ожидание) можно легко сообщить об этом. Как это работает на самом деле — не знаю, но выглядит неплохо.
Во-вторых, обратил внимание на вот такие многоразовые чехлы на неработающих светофорах и дорожных знаках, закрытых на время ремонта дороги. Никаких лохмотьев черной пленки и скотча. В общем — совершенно другой уровень организации.
Вот такие получились наблюдения. Большую часть из перечисленного Тюмень может перенять без особых проблем. Да, с трамваем придётся повозиться, но дополнительные секции светофоров, диагональные переходы, велополосы и снижение скорости на второстепенных улицах — вполне возможные решения. А с учетом того, что опасность тюменских улиц в 3,5 раза выше, чем московских — менять что-то надо.
Ранее Аркадий Каюгин выступал за создание питьевых фонтанчиков в Тюмени. Власти отказались от этой идеи.