Дороги и транспорт мнение «Опасность тюменских улиц в 3,5 раза выше»: урбанист рассказал, что следует перенять нам у Москвы

«Опасность тюменских улиц в 3,5 раза выше»: урбанист рассказал, что следует перенять нам у Москвы

Аркадий Каюгин посмотрел, как устроены московские пешеходные переходы и улицы

Аркадий Каюгин считает, что у Москвы много полезных примеров, как сделать Тюмень безопаснее

Урбанист Аркадий Каюгин прогулялся по улицам Москвы и сравнил их с тюменскими. В первую очередь его интересовало, насколько безопасны они для водителей и пешеходов. Предлагаем прочитать его колонку, где он делится мыслями о том, что стоит Тюмени перенять у столицы.

Что взять у Москвы?

Приезжая в другой город, невольно обращаешь внимание на то, как там всё устроено, с точки зрения урбанистики. Меня, в первую очередь, интересует удобство и безопасность дорожного движения. К сожалению, Тюмень в последнее время скатилась в рейтинге безопасности дорожного движения на незавидные позиции. Так, по данным РИА «Новости», Тюменская область за первое полугодие 2024 года занимает второе с конца место по показателю «Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП на 100 тысяч населения». Но это область, в том числе с «трассами смерти» Тюмень — Омск и Тюмень — Ханты-Мансийск. А что сам город Тюмень?

За девять месяцев 2024 года, по данным сайта stat.gibdd.ru, в городе Тюмень произошло 1368 ДТП с пострадавшими, в которых погибли 27 и были ранены 1716 человек. Это в сумме 202 случая на 100 тысяч жителей города. Для сравнения в Москве за тот же период этот показатель равен 57, то есть в 3,5 раза меньше! Вот о Москве и пойдёт сегодня речь.

Нет, мы не будем в целом рассматривать «как похорошела Москва при Собянине», однако на примере одной улицы рассмотрим, что же там с организацией дорожного движения и вообще удобством и безопасностью передвижения по городу. Знакомьтесь, улица Лесная, протянувшаяся на километр с небольшим от Белорусского вокзала на северо-восток.

Начинается улица на перекрестке с 1-й Тверской-Ямской, где нанесена «вафельная» разметка.

«Вафельная» разметка на перекрестке улиц Лесной и 1-й Тверской-Ямской

Заезжать на такую размету, если за перекрестке образовался затор, запрещено и чревато штрафом. В Тюмени «вафельницу» рисовали пару лет назад на перекрестке улиц Профсоюзной и Советской и обещали нанести ещё на 20 перекрестках. Однако что-то пошло не так, и разметка так больше нигде и не появилась (поправьте, если я не прав).

Обратите, кстати, внимание на небо. Да, там трамвайные провода, зато нет привычных для на большинства крупных перекрестков Тюмени знаков «Движение по полосам», висящих над проезжей частью. Я таких растяжек в Москве почему-то вообще не встречал.

Трамвай на Лесной улице

Трамвайная линия на Лесной улице — самая старая в Москве. Она была открыта ещё в 1899 году. Но закрыта в 2008. Однако в 2012 году снова открыта, а в 2017 году продлена до Белорусского вокзала. Остановочные павильоны, которые видно на фото, появились на Лесной всего несколько лет назад, до этого пассажиры выходили из трамвая прямо на проезжую часть. А ещё на этом фото есть забор — пешеходное ограждение. Кажется, это единственный случай размещения пешеходного ограждения — вдоль посадочной площадки посередине проезжей части — который встречается в Москве. Кстати, это единственный международно признанный вариант размещения пешеходных ограждений (это миф, что в Европе их вообще нет).

Кстати, когда-то на Лесной кроме трамваев были и троллейбусы. Здесь находилось троллейбусное депо, построенное в 1870-х годах ещё для обслуживания конно-железных дорог. После закрытия в городе троллейбусного движения депо превратилось в фудмолл, в котором работают несколько десятков ресторанов. А на смену троллейбусам пришли электробусы. Не будем здесь обсуждать адекватность этой замены.

Московские электробусы

На конечных остановках электробусы выпускают свои пантографы и превращаются в троллейбусы, пока стоят на подзарядке.

Итак, посередине улицы Лесной трамвайная линия, а для автомобилей — по одной полосе в каждую сторону. И это ещё не всё.

Велополоса на Лесной улице

Временная велополоса тут появилась в начале велосезона 2020 года и стала причиной споров как в обществе, так и в политических кругах. Однако автомобильное лобби проиграло, и в конце августа того же 2020 года велополоса стала постоянной.

А на соседних второстепенных улицах велополосы нет, но есть нюанс.

Зона совмещенного движения велосипедов и автомобилей

Тут висит знак, информирующий о том, что тут велосипедисты могут ехать по краю проезжей части. Ну а что, ограничение скорости 30 км/ч, почему бы и нет.

Скоростной режим на всех второстепенных улицах, что я видел — 30 км/ч. Кстати, на главных улицах, например на Тверской — 50 км/ч.

Снижение скорости на нерегулируемом пешеходном переходе

А в зоне нерегулируемых пешеходных переходов искусственные неровности и ограничение скорости до 20 км/ч.

Знаки по «экспериментальному» ГОСТу

Кстати, тут устанавливают знаки по ГОСТ Р 58398-2019 «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения». Это не только знак «Парковка для инвалидов», но и размер всех знаков. Они меньше, чем обычные. Для небольших улиц со сниженным скоростным режимом — это отличное решение.

Надо ли говорить, что все парковки тут платные? При том не в пример дороже тюменских.

Парковка только для такси

Парковки стоят столько, что дешевле будет на такси (про трамвай молчу). Поэтому такси тут много, очень много. Некоторые парковки исключительно для такси.

Не надо забывать и про каршеринг множества разных компаний. Ну и кикшеринг тоже.

Номера на арендных самокатах

На арендных самокатах в Москве установлены таблички с номерами. В Тюмени пока такое требование не появилось.

На некоторых тротуарах висят знаки, запрещающие движение самокатов.

Запрещающий знак для самокатов

Кстати, обратите внимание на этом и других фото на количество урн. По сравнению с Тюменью их очень-очень много. Ну и приствольные круги.

Приствольные круги

Они реально широкие и с бордюрами. Это минус для пешеходов, зато плюс для деревьев. Теперь давайте посмотрим ещё раз на пешеходные переходы.

Дополнительная белая секция светофора

Почти на всех светофорах тут установлены дополнительные секции с бело-лунным мигающим человечком со стрелкой. Эти сигналы были введены в марте прошлого года. Мигающий белый сигнал секции дополнительно информирует водителя, что в случае поворота в том направлении, на которое указывает стрелка, у него на пути окажется регулируемый пешеходный переход, на котором горит разрешающий сигнал светофора, и разрешено движение пешеходов. То есть такой сигнал светофора позволяет вернуть конфликтные пешеходные фазы, но только на перекрестках, где поворачивающих автомобилей сильно меньше, чем едущих прямо. Плюс в том, что у пешеходов дольше горит зелёный. В Тюмени множество перекрестков, где такое регулирование можно смело вводить.

Кстати, на километровой улице Лесной уместилось целых 11 пешеходных переходов. При этом три из них находятся буквально на 50-метровом участке.

Три пешеходных перехода на 50 м

К гадалке не ходи, в Тюмени в подобной ситуации оставили бы один пешеходник. Ну а заканчивается Лесная улица диагональным пешеходным переходом.

Диагональный пешеходный переход

Появление официальных диагональных пешеходных переходов в Тюмени власти обещали ещё четыре года назад. Но пока люди продолжают ходить по диагонали незаконно… Ну и напоследок две, казалось бы, мелочи, но всё же.

QR-код на каждом светофоре

Во-первых, это вот такие QR-коды на каждом светофоре. У каждого светофора свой номер, и если не нравится его настройка (например, слишком долгое ожидание) можно легко сообщить об этом. Как это работает на самом деле — не знаю, но выглядит неплохо.

Во-вторых, обратил внимание на вот такие многоразовые чехлы на неработающих светофорах и дорожных знаках, закрытых на время ремонта дороги. Никаких лохмотьев черной пленки и скотча. В общем — совершенно другой уровень организации.

Многоразовые чехлы на неработающие светофоры и знаки

Вот такие получились наблюдения. Большую часть из перечисленного Тюмень может перенять без особых проблем. Да, с трамваем придётся повозиться, но дополнительные секции светофоров, диагональные переходы, велополосы и снижение скорости на второстепенных улицах — вполне возможные решения. А с учетом того, что опасность тюменских улиц в 3,5 раза выше, чем московских — менять что-то надо.

Ранее Аркадий Каюгин выступал за создание питьевых фонтанчиков в Тюмени. Власти отказались от этой идеи.

Согласны с автором?
Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE7
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
65
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Почему Тюмень превращается в Грязень? Журналист задает вопросы об уборке на улицах
Анонимное мнение
Мнение
Тюменца возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Дорогущий Южный обход не избавит тюменцев от пробок: колонка журналиста 72.RU — о бездумной застройке окраин
Анастасия Жердина
Журналист
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления