Тюменцы в последние дни негодуют: автобусы не приходят на остановку вовремя. В нашу редакцию поступили десятки сообщений из разных районов города, и у всех людей одна беда — общественный транспорт опоздал или вовсе не приехал в указанное в расписании время. Мы встретились с гендиректором ТПАТП № 1 Романом Шулеповым, чтобы выяснить, почему появились проблемы. Оказалось, что причина кроется в первую очередь в серьезном кадровом дефиците. И она касается всех тюменских перевозчиков.
«ТПАТП № 1» отвечает за маршруты: 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 25, 27, 28, 30, 39, 47, 47д, 53, 55, 60, 63, 67, 70, 81, 85, 85к, 86, 91, 96, 97, 98, 99, 100, 100к, 114, 119, 120, 120к, 128, 128к, 129, 129к, 134, 138, 145, 145к, 146, 148, 149, 151, 151к, 152, 153, 158.
Обособленное подразделение «Автопарк № 2» АО «ТПАТП № 1» отвечает за маршруты: 1, 1к, 1д, 2, 2к, 3, 8, 10, 17, 17к, 20, 22, 23, 32, 33, 35, 36, 36к, 40, 46, 48, 49, 54, 54д, 88, 89, 121, 124, 135, 140, 141, 143, 144, 147, 155, 155к, 156.
Дефицит водителей
— Роман Евгеньевич, люди жалуются, что автобусы опаздывают или вообще не приезжают на остановку в указанное в расписании время. Жалоб в последнее время очень много. В чем причина задержек?
— Да, действительно, к сожалению, столкнулись с такой крайне неприятной ситуацией. В первую очередь причина задержек связана с тем, что мы, как и многие работодатели в стране, столкнулись с острым дефицитом кадров. Особенно это касается водителей. Приносим искренние извинения, стараемся всеми силами перекрыть все важные направления, чтобы не появлялись большие пробелы в работе. Стараемся стабилизировать ситуацию.
— Сейчас много жалоб пришло. Например, маршрут № 88 не приехал вовремя. Маршрут № 1 вместо 08:27 приехал в 08:40. И такие жалобы на большое количество маршрутов. Причина всё та же?
— Движение не по расписанию происходит из-за проблем с кадрами. Пытаемся решать ее путем перераспределения. Иногда во время движения появляется неисправность, при которой дальнейшая работа транспорта не представляется возможной. Автобус едет на ремонт. Это уже потеря на маршруте и смещение графика. Так же сильно на движение влияют заторы, например, если на пути следования произошло ДТП. Но основная причина отклонений — отсутствие водителей.
— Не хватает водителей или еще каких-то специалистов?
— Водители, конечно, это основная категория. Есть дефицит кадров по кондукторам и ремонтным рабочим, дефицит абсолютно по всем рабочим профессиям, которые задействованы в жизни предприятия.
— Сколько людей не хватает и в чем причина оттока кадров?
— На сегодня на государственном ресурсе «Работа России» заявлено порядка 400 вакансий. Львиная доля — сотрудники линейной службы. Это водители и кондукторы, которые формируют экипажи. Причина ухода — это поиск нового комфортного места работы с лучшими условиями, более высокой заработной платой.
— В чем причина низкой зарплаты тюменских водителей? Как это можно исправить?
— Мы, как огромное предприятие, вынуждены планировать бюджет очень тщательно, чтобы не принять на себя обязательства, которые не сможем выполнить. Существующая ситуация сформировалась таким образом, что предприятие может выплачивать зарплату в том объеме, который соответствует взятыми нами обязательствами. Очень надеемся, что в ближайшее время решение будет.
— Что планируется сделать, чтобы увеличить зарплату?
— Это очень сложный вопрос. Мы ищем внутренние резервы, пытаемся придумать инновации для привлечения средств. Однозначно не могу ответить, но могу заверить, что прилагаем все усилия для поиска дополнительных источников, чтобы увеличить зарплату работников. С администрацией города обсуждаем пути решения проблемы.
— Сколько зарабатывает в среднем водитель автобуса, если он работает нормированную рабочую смену? Или все уже работают ненормировано?
— Есть утвержденная в производственном календаре норма рабочего времени. Это порядка 164–170 часов, в зависимости от количества календарных дней в месяце. Работодатель обязан дать работнику выполнить норму. Если не дает выполнить — это нарушение трудового законодательства и работник имеет право предъявить претензию. Если водитель выполнит норму труда, то его заработная плата составит порядка 57–58 тысяч рублей. Но, с учетом дефицита кадров, мы с согласия водителя, именно с согласия, привлекаем к сверхурочной работе. Тогда заработная плата составляет порядка 80–85 тысяч рублей.
— Иногда звучит мнение, что увеличение стоимости проезда — это выход из ситуации. Это так? Или от этого больше негатива?
— Увеличение цены проезда безусловно увеличит доходность предприятия. Правильно заметили, что есть обратная сторона медали — это социальный эффект. Для одних это хорошо, а для других участников процесса — плохо. К этой теме лучше подходить с холодной головой и оценкой всех рисков. Перевозка пассажиров — это остро социальный процесс. Государство не оставляет его без внимания и очень плотно занимается им. Администрация ищет баланс между затратами, которые понесет бюджет, и платой, которую ставит за проезд для пассажиров.
— Но ведь рост цен же идет быстрее, чем увеличение цены за проезд. Раз в год стоимость растет на 1 рубль. Так понимаю, этого же недостаточно, чтобы поспевать за удорожанием топлива, запчастей?
— Соглашусь. Нам, как хозяйствующему субъекту, конечно, хотелось бы, чтобы рост нашей доходности соответствовал увеличению затрат — приобретение топлива, закупка запасных частей, формирование фонда оплаты труда, привлечение работников, достойного уровня, который запрашивают наши пассажиры.
— Какой средний портрет сотрудника? Много ли молодых или в основном взрослые?
— Если сказать по водителям, то отмечается неприятная динамика. В прошлом году делали анализ — средний возраст водителя составлял 48 лет. Два месяца назад, повторив анализ, увидели средний возраст почти достиг 50 лет. В остальном — это люди допенсионного возраста. Если оценочно, то люди у нас работают в возрасте от 40 до 60 лет.
— Как привлекать молодых собираетесь?
— Чтобы их привлекать, должна быть достойная зарплата, социальные события, помимо производственной деятельности, поддержка, подъемные средства. Самое основное — материальная заинтересованность. На втором месте идут бытовые условия, непроизводственная жизнь, например спортивные состязания, мероприятия на сплочение коллектива. Когда были времена попроще, мы проводили спартакиаду, но пару лет как отказались от нее из-за оптимизации затратной части.
— Из других регионов люди едут работать? Там ищете?
— Основной способ поиска работников — интернет-платформы, кроме того, мы еще на ближайших территориях размещаем бумажные объявления, надеясь на то, что люди, которые не пользуются интернетом, заинтересуются. Из других регионов приезжают редко. Да, они есть, но в общей массе это единичные случаи.
— Появились сложности с техническим обслуживаем автобусов?
— Так таковых сложностей нет. Конечно, за последние годы заметен рост стоимости запчастей. Мало слесарей. Иных сложностей пока нет.
— Хватает автопарка для покрытия маршрутов?
— Да, автобусами мы обеспечены в полном объеме. Дефицит именно в людях.
— Что будет происходить, если дефицит кадров будет расти и дойдет до критического?
— Худший сценарий — придется сильно пересмотреть графики движения. Если автобус раньше ходил раз в 2-3 минуты, то будет ходить раз в 10. Это единственный способ подстроить систему под существующие условия.
Скандалы со школьниками и неработающие кондиционеры
— Появляются истории, где школьников высаживают из автобуса. Бывает, они не оплатили билет или на карте денег не было. Разные ситуации. Как должен вести себя водитель, если произошла такая ситуация? Всегда это заканчивается скандалом?
— Это всегда животрепещущая тема. Не только у нашего города. Во многих городах проблема такая существует. Здесь нужно понимать — законодательство четко определило, что лицо не достигшее 16 лет, без сопровождения взрослого, нельзя высаживать из автобуса. В таких случаях мы водителей настраиваем, что законодательная норма действует. Ее нужно соблюдать. Пытаемся еще эмоционально замотивировать тем, что все-таки это ребенок. И любой может оказаться в такой ситуации. Если что-то подобное случается с нами, мы всё очень подробно изучаем и привлекаем водителей к ответственности. Но всё же просим родителей или опекунов следить за балансом на карте.
— На что жалуются сами водители?
— Водители жалуются на других водителей, которые ведутся себя некультурно, перестраиваются в последний момент и забывают, что автобус это тяжелый транспорт. Водителю приходится применять резкое торможение. Из-за этого в салоне в 90% случаев люди падают и получают травмы. Водители вносят предложения в организацию движения в целом. Мы направляем их на рассмотрении в департамент транспорта. Кондукторы жалуются на то, что пассажиры хамят.
— Жара в автобусах или холод зимой. Есть ли кондиционеры во всех автобусах?
— Сейчас пока не все машины оборудованы кондиционерами, но мы к этому придем. Это реалии современные. И нам хочется, чтобы пассажирам было комфортно в жаркую погоду. Бывает, что кондиционер есть, работает, но когда температура воздуха достигает 35 градусов, охладить сам салон автобуса проблематично. Потому что каждые пять минут он открывает двери. Не буду лукавить, бывают случаи, когда кондиционер сломался уже после выхода из предприятия. Стараемся на такие жалобы реагировать.
— С 1 января изменили работу тюменской транспортной системы. Ощущаются ли изменения? Есть ли недостатки? Что пришлось корректировать?
— На мой взгляд, я бы не сказал, что было огромное реформирование. Да, у части маршрутов была оптимизирована схема, исключены или добавлены остановочные пункты. В основной массе принятые решения продолжают действовать сейчас. Они были эффективны. Да, как и в любой попытке найти что-то лучшее, были ситуации, когда изменения были восприняты не должным образом. Но всё анализировалось, коррективы вносились.
— Можете простым языком объяснить, в чем, по вашему, была цель изменений?
— Цель была, на мой взгляд, сократить время пребывания пассажира в автобусе, чтобы поездку сделать максимально быстрой. На мой взгляд, этим руководствовались коллеги из городской администрации.
Во время мобилизации из тюменского ТПАТП № 1 на СВО привлекли 20 сотрудников. Это тоже сказалось на работе предприятия. Острый дефицит кадров отмечается и в Тобольске. Обострилась ситуация в период СВО.
В июле 2024 года глава Тюмени Максим Афанасьев назвал причину, по которой в городе не хватает водителей автобусов, — низкая зарплата. Городские власти планируют плотнее работать с центром занятости, чтобы привлечь новых водителей на работу.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.