Систему городского общественного транспорта Тюмени поставили на 35-е место. Исследование по всей России проводили эксперты компании Simetra. Большой балл Тюмень получила за комфорт и удобства — аналитики поставили оценку в 76 баллов. Меньше всего город набрал баллов по ценовой доступности. Общая оценка составила 57,4 балла, что в сумме дало 35-е место в рейтинге. При этом несколько лет назад наш город занимал в этом списке 19-е место. Урбанист Аркадий Каюгин объясняет, почему так произошло.
Что за рейтинг такой?
Компания Simetra, занимающаяся транспортным планированием и управлением, начиная с 2020 года составляет рейтинг городов по качеству общественного транспорта. Рейтинг формируется на основе открытых данных о транспортных системах городов. В расчете участвуют более 200 атрибутов и параметров, касающихся состояния парка общественного транспорта, маршрутной сети, тарифной политики, информационной открытости и много другого, вплоть до количества ДТП с общественным транспортом. Частные показатели сгруппированы в 52 обобщенные характеристики, еще 9 параметров представлены «штрафными» и «бонусными» баллами. Все эти обобщенные характеристики, в свою очередь, делятся на пять больших групп: физическая доступность, ценовая доступность, функциональность транспортной сети, комфорт и удобство, безопасность и устойчивое развитие.
Недавно вышел свежий выпуск рейтинга за 2023 год. Вот он.
Тройка городов-лидеров (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, которые идут вне зачета) уже второй год неизменна — это Пермь, Новокузнецк и Екатеринбург. Екатеринбург, кстати, в топ-3 с самого начала ведения рейтинга. А что Тюмень? Тюмень в середине четвертого десятка! Вот как менялось место нашего города в рейтинге за последние годы.
Тюмень скатилась — почему?
С 2020 года, когда только начали составляться рейтинги, Тюмень скатилась с 19-го на 35-е место. Среди городов с населением от 500 до 1000 тыс. жителей наш город занимает 9-е место. В 2023 году Тюмень с населением 0,86 миллиона человек и Саратов с населением 0,94 млн создатели рейтинга включили в список городов-миллионников. В этом ряду Тюмень оказалась на 15-й строчке из 18 возможных.
Давайте разберемся, где же у нас основные проблемы. Начнем по порядку.
Физическая доступность
К этой группе отнесены показатели, характеризующие пространственное покрытие маршрутной сети и близость остановочных пунктов относительно мест проживания жителей и мест притяжения. Их анализ показывает степень доступности разного уровня сервиса и служит критерием для оценки того, как быстро потенциальный пассажир может добраться до ближайшего пункта остановки, а также до места назначения.
Значение этого показателя для Тюмени 13,2 из 21 возможных, или 62,9%. В 2020 году показатель составлял 68,1%. С тех пор город несколько подрос, а вот доступность транспорта, наоборот, снизилась. Для сравнения: средний показатель транспортной доступности у трех лидеров рейтинга — 70,5%. Что нужно, чтобы повысить шансы Тюмени на попадание в топ? Очевидно, улучшить транспортное обслуживание новых микрорайонов.
Ценовая доступность
Она характеризует качество обслуживания с позиции финансовых возможностей потенциальных пассажиров. Ключевой мерой сравнения в данной группе выбран социально обоснованный тариф (СОТ) — стоимость разового билета, рассчитанная с учетом среднедушевых доходов населения. СОТ определяется исходя из предположения предельно допустимых трат на общественный транспорт в размере не более 7% от доходов населения и совершения 52 поездок на общественном транспорте в течение месяца, что некогда было установлено в качестве нормы в месячной корзине потребителя.
Также в данном показателе учитываются наличие месячных проездных, наличие пересадочного тарифа и его стоимость. В 2023 году уровень ценовой доступности общественного транспорта для Тюмени составлял 6,5 из 17 возможных, или 38,2%, притом что цена разовой поездки у нас остается ниже СОТ. Это очень низкое значение показателя. Среднее значение для трех лидеров рейтинга — 89,6%. В большинстве городов, расположенных выше Тюмени, есть и пересадочные тарифы, и месячные проездные. Введение с января 2024 года пересадочного тарифа в нашем городе должно немного выправить ситуацию. Но вопрос месячного проездного остается открытым.
«Пока и жители, и городские власти не пришли к осознанию, что городу нужен трамвай, можно попробовать поулучшать действующую автобусную систему»
Функциональность транспортной сети
В данный блок включены параметры системы общественного транспорта, имеющие непосредственное отношение к процессу перевозки пассажира внутри транспортного средства. Основная масса входящих в группу показателей прямым или косвенным образом оценивает одну из самых важных составляющих качества транспортного обслуживания — скорость перемещения.
В эту группу входят 16 показателей, среди которых длина выделенных полос, среднее время ожидания, средняя скорость движения, средняя заполняемость салона, коэффициент непрямолинейности маршрутов, показатель уровня дублирования маршрутов и многое другое. Тюмень в этой номинации набрала 13,5 балла из 25 возможных, или 54%. У трех лидеров рейтинга в среднем 74,7%. Важный фактор, который влияет на данный показатель, — наличие городского электротранспорта. Ну какая может быть эффективность транспортной системы без трамвая?
Кстати, среди городов без электротранспорта Тюмень располагается в рейтинге на 6-м месте. Ну а вообще Тюмень — самый крупный в России город без электротранспорта, и если продолжит таковым оставаться, то повысить эффективность и функциональность транспортной системы можно будет разве что за счет увеличения длины выделенных полос (в Тюмени в 2023 году она составляла 21,6 км, а, например, в Казани — 182,6 км), а также за счет уменьшения дублирования маршрутов и повышения их прямолинейности. При переходе к пересадочному тарифу это вполне возможно. Еще сюда же можно добавить выделение экспресс-маршрутов, которых в Тюмени пока два.
Комфорт и удобство
Эта группа представлена параметрами, которые обеспечивают внешнюю привлекательность транспортной системы. Это множество «крупных мелочей»: сюда входят разнообразие тарифной системы и функциональность транспортной карты, полнота и доступность информации о работе транспортной системы, имиджевая составляющая и, безусловно, характеристики подвижного состава.
«Тюмень — город со сравнительно медленным и дорогим общественным транспортом, до которого надо еще добраться»
Этот показатель у Тюмени традиционно высокий — 15,1 из 20 возможных, или 75,5%. Однако у лидеров рейтинга всё равно выше — 87% в среднем. Один из показателей комфорта — средний возраст автобусов. В 2020 году Тюмень была лидером по этому параметру — 4,9 года. В 2023 году средний возраст автобусов в городе составил 6 лет, тогда как в Костроме — 1,9 года, а в Ярославле — 2,5, ну и еще около десятка городов с более молодым, чем в Тюмени, подвижным составом. Кроме возраста автобусов в расчете показателя участвует количество транспортных средств большой вместимости и доступных для маломобильных групп населения.
Доля ТС большой вместимости в Тюмени всего 44%, тогда как у тройки лидеров в среднем 70%. А вот по доле низкопольных транспортных средств Тюмень вполне конкурентоспособна — входит в первую десятку со своими 66%. Хотя для сравнения у Казани и Твери этот показатель равен 97%. В общем, тоже есть куда стремиться.
Устойчивое развитие и безопасность
Этот параметр включает в себя показатели, характеризующие потенциальные риски использования общественного транспорта для пассажира. Однако всё больший вклад в ней формируется за счет стратегических показателей развития общественного транспорта, эффект от которых может быть в полной мере достигнут лишь в случае системного подхода к планированию пассажирских перевозок. В группу также входят показатели, которые оказывают влияние на экологическую обстановку в городе, в первую очередь состояние и положение электротранспорта в структуре маршрутной сети. Регулярное обновление парка подвижного состава, в т. ч. в рамках специальных программ и национальных проектов, нормативно-правовые принципы организации и регулирования пассажирских перевозок также отражены соответствующими показателями.
В данной номинации Тюмень набрала 9,1 балла из 17 возможных, или 53,5%. Это единственный показатель, который существенно вырос у нашего города с 2020 года. Четыре года назад у Тюмени было 32,4%. И даже на фоне лидеров рейтинга Тюмень смотрится не так плохо — 60,3% в среднем у топ-3 городов. Не думаю, что по этому показателю можно существенно подрасти без появления в городе электротранспорта.
И что в итоге?
Тюмень — город со сравнительно медленным и дорогим общественным транспортом, до которого надо еще добраться. Зато достаточно комфортным. Однако в сравнении с другими городами транспортная система нашего города имеет хороший потенциал для развития. Статус самого крупного города России без электротранспорта — это, конечно, не то, к чему стоило бы стремиться. Но факт остается фактом. Пока и жители, и городские власти не пришли к осознанию, что городу нужен трамвай, можно попробовать поулучшать действующую автобусную систему.
Первый важный шаг сделан в этом году — введение пересадочного тарифа. Осталось повысить транспортную доступность новых районов города, ускорить автобусы за счет выделенных полос и экспресс-маршрутов. Ну и постепенно уходить от автобусов малой вместимости. Если идти по этому пути, то начнем подниматься в рейтинге. А там, глядишь, и до трамвая доживем.
Что мы еще писали о тюменском транспорте?
Согласны с автором?
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.