
Илья живет в Кургане, работает ночным редактором новостей, не имеет профильного образования, но уверенно конкурирует с профессиональными синоптиками
Сейчас в Тюмени +24 °C и переменная облачность, но это лишь поверхностная картинка. А где-то на другом конце экрана — человек, который уже знает, что будет завтра, через пять дней и даже через две недели. Его зовут Илья Винштейн. Вы часто видите его прогнозы для Тюмени на нашем сайте. Но кто этот человек? Илья живет в Кургане, работает ночным редактором новостей, не имеет профильного образования, но уверенно конкурирует с государственными метеослужбами.
Его необычное хобби появилось еще много лет назад благодаря наблюдениям по простому термометру за окном. Теперь Илья Винштейн составляет прогнозы для Тюмени и Кургана, сверяясь с десятком зарубежных моделей, тестируя нейросети и ежедневно сверяя результат с реальностью. Его прогнозы читают фермеры, охотники и мамы школьников, а уровень точности выше, чем у многих официальных источников.
Почему он делает это каждый день, почти бесплатно? Что не так с российской метеорологией? И действительно ли можно предсказать град за 72 часа? Об этом — в разговоре с человеком, который смотрит на небо иначе.
От термометра в окне до метеопроектов
— Расскажите немного о себе: кто вы по профессии, чем занимаетесь, помимо метеонаблюдений?
— По первому образованию я мастер печатного дела — полиграфическое производство. По второму образованию я журналист, сейчас являюсь ночным редактором в одном информационном агентстве.
— Как давно вы увлеклись погодой? С чего всё началось?
— Если брать широко, то с 2004 года, тогда мне было 11 лет. Мама купила домой обычный комнатный термометр, а я просто привязывал к нему шнурок и выкидывал в окно, чтобы вести наблюдения за температурой. Вел свои метеодневники в школе, это 7–9-й классы. А проект «Погода 45» я уже создал в мае 2013 года. Уже 12 лет составляю прогнозы для Кургана и области, а сейчас и для Тюмени, пускай и не на постоянной основе.
— А что насчет образования? Как осваивали направление метеоролога, неужели самостоятельно?
— Я самоучка, но читал и продолжаю читать те же учебники, которые входят в образовательные курсы университетов Москвы и Санкт-Петербурга. В школьные годы, когда не было интернета, я ходил в местную библиотеку и читал советские учебники по климату и метеорологии: другого просто не было. Сейчас на моей полке лежат несколько классических учебников, к которым я время от времени возвращаюсь для удовольствия. Но основной поток информации идет из интернета, особенно из зарубежных научных статей, которые с появлением нейросетей стало еще проще находить. Также я регулярно читаю сайты иностранных метеослужб, где порой публикуются интересные пресс-релизы, — это тоже ценный источник.
Если не следить за последними исследованиями, можно быстро отстать от времени. Например, в последнее время активно развиваются нейросетевые модели атмосферы, но в классических учебниках о них нет ни слова. Это передовой край науки, и учебная литература просто не успевает за стремительным развитием компьютерных моделей.
Цифры, спутники и суперкомпьютеры
— Как вы составляете свои прогнозы? Какими источниками и инструментами пользуетесь?
— Если очень кратко, то я составляю прогнозы погоды с помощью современных компьютерных моделей атмосферы — это сложные программы, работающие на суперкомпьютерах и использующие данные со всего мира, от метеостанций до спутников. В мире около 10 таких моделей, и каждая хороша в своем. Я выбираю лучшие из них под каждый срок прогноза: одни — на сутки, другие — на 5 или 15 дней.

Илья объяснил, какие модели прогнозов он использует и почему его методика работает
В отличие от обычных сайтов, я не полагаюсь на одну модель, а объединяю данные сразу из нескольких (мультимодельный подход), сверяю их с реальной погодой и отбрасываю ошибки. Также я тестирую новые модели, включая нейросетевые, и добавляю их, если они показывают хорошие результаты. Благодаря этому мой прогноз для Кургана получается точнее, чем у официальных синоптиков и популярных сервисов.
— Насколько вообще наши российские метеорологи оснащены технически в сравнении с другими странами? Станции, спутники и так далее.
— Важно понимать, что синоптик и метеоролог — это не синонимы. Метеоролог занимается наблюдением за погодными явлениями и сбором данных, тогда как синоптик делает прогнозы погоды на основе этих данных, включая данные с метеостанций, спутников и моделей.
Современные численные модели прогноза погоды в основном опираются на спутниковую информацию. Основной объем данных поступает от зарубежных спутников — они формируют ключевую часть входной информации. Российские спутники также предоставляют данные, но их доля заметно ниже.
Другой важный источник — сеть метеостанций. Их данные также включаются в расчет моделей, однако с развитием спутникового мониторинга их вклад постепенно уменьшается. К сожалению, в России плотность метеостанций крайне низкая. Пиковая плотность наблюдательной сети приходилась на период 1985–1990 годов, после чего станции начали массово закрываться. Особенно острая нехватка станций наблюдается в Сибири, где на сотни километров может не быть ни одного пункта наблюдений. В таких условиях всё большую роль играют спутники и цифровые архивы погодных данных.
Отдельного внимания заслуживает престиж профессии. В России профессии метеоролога и синоптика практически не имеют общественного признания. В то же время в США профессия синоптика считается одной из престижных — отчасти потому, что страна регулярно сталкивается с ураганами, торнадо и другими опасными явлениями и государство активно финансирует метеослужбы.

Средняя зарплата синоптика в США в 2023 году составляла 7880 долларов в месяц (примерно 620 тысяч рублей). В России же средняя зарплата синоптика — 35–55 тысяч рублей, в Москве и Санкт-Петербурге — до 80 тысяч рублей. Молодежи в профессии почти нет. Типичный портрет синоптика в России — женщина старше 60 лет.
Я знаю немало случаев, когда люди с гидрометеорологическим образованием работали по специальности всего несколько лет, а затем уходили в бизнес или другие, более высокооплачиваемые сферы.
— Насколько часто ваши прогнозы сбываются?
— У меня есть точная статистика оправдываемости по всем прогнозам. Это важное отличие от других сервисов. Ни «Яндекс», ни Gismeteo таких данных не предоставляют. Я же всё считаю и отчитываюсь перед своей аудиторий. На одни сутки средняя точность прогноза температуры для Кургана — 94–95%. В 2024 году было 95%. На каждые последующие сутки точность падает в среднем на 3%. По осадкам среднегодовая точность — 87%. Прогноз средней температуры за 15 суток имеет точность около 87%.
— Случались ли заметные расхождения с официальным прогнозом и кто оказался прав, вы или синоптики?
— Я регулярно сравниваю свои прогнозы с официальными данными. В 2024 году уровень оправдываемости моих прогнозов и прогнозов Курганского ЦГМС был одинаковым — 95%. Однако средняя абсолютная погрешность у меня составила 1,2 °C, тогда как у официального прогноза — 1,4 °C. То есть мои прогнозы чаще оказывались ближе к реальным значениям.
Разница еще заметнее при сравнении гидрологических прогнозов. За последние 10 лет средняя ошибка в прогнозах максимального уровня воды в Тоболе (в районе Кургана) у меня составила 90 см, тогда как у специалистов-гидрологов из Екатеринбурга — 187 см. А чем меньше ошибка, тем точнее прогноз.
— Как много времени уходит на составление прогнозов у вас?
— Для Кургана на составление одного цикла прогнозов уходит примерно час. В него входят прогнозы на 24 часа, 5 суток и 15 суток. Когда я регулярно составлял прогнозы для Тюмени, это занимало примерно столько же времени. К сожалению, из-за высокой загрузки стало сложно совмещать работу сразу по нескольким городам. Поэтому я принял решение перейти на другой формат — сообщать только о самых важных погодных явлениях: сильном ветре, жаре, холоде, интенсивных осадках и т. д. Тем не менее для журналистов из Тюмени я всегда найду время и с удовольствием отвечу на все вопросы.
Погода в Тюмени и Кургане: есть ли разница?
— Что самое сложное в прогнозировании погоды в Зауралье?
— Прогнозирование летних осадков — одна из самых сложных задач в метеорологии. И это касается не только Зауралья, но и всего мира. Дело в том, что существует два типа атмосферных движений: горизонтальное и вертикальное. Летом преобладает вертикальное — конвективное, из-за которого возникают грозы, ливни, град, шквалы и другие опасные явления. Теплый воздух поднимается и охлаждается.
Такие осадки формируются из отдельных облаков, поэтому точно предсказать, в какой момент и над какой точкой возникнет грозовая туча, невозможно. Можно лишь ориентировочно указать время и область, где велика вероятность таких явлений. Поэтому прогнозы грозовых ливней обычно даются по регионам, а не по конкретным населенным пунктам. Также важно понимать, что прогноз гроз всегда носит вероятностный характер.
Тем не менее точность таких прогнозов заметно выросла в последние годы. Это стало возможным благодаря увеличению разрешающей способности численных моделей и использованию более мощных суперкомпьютеров. Если раньше расстояние между расчетными точками в моделях составляло около 50 км, то теперь оно снизилось до 5–10 км, а у некоторых мезомасштабных моделей — до 2,2 км. Это позволяет «ловить» отдельные облака, которые раньше модели просто не фиксировали.

Винштейн говорит, что существенных отличий между климатом Тюмени и Кургана нет
— Чем, на ваш взгляд, погода в Тюмени и Кургане отличается от соседних регионов?
— Существенных отличий между климатом Тюмени и Кургана нет, но некоторые различия всё же существуют. Климат Тюмени более холодный и влажный, тогда как Курган немного теплее и суше. Это связано с географическим положением: Курган расположен южнее и частично защищен от западных воздушных масс Уральскими горами. Эти горы влияют и на Тюмень, но в меньшей степени. В результате в Тюмени в среднем за год выпадает около 479 мм осадков, а в Кургане — около 389 мм. Среднегодовая температура воздуха в Тюмени составляет +2,4 °C, в то время как в Кургане +2,9 °C.
— Какие погодные аномалии запомнились вам больше всего за последние годы?
— Июль 2023 года стал по-настоящему аномальным для Кургана: был установлен новый абсолютный температурный рекорд. 11 июля воздух прогрелся до +41,2 °C, а 12 июля — до +40,7 °C. Впервые в истории метеонаблюдений температура превышала +40 °C два дня подряд. По итогам месяца июль 2023 года занял третье место среди самых жарких с 1894 года.
Не менее примечательным стало и весеннее половодье 2024 года. Тогда уровень воды в Тоболе в черте города достиг 1015 см — это второй по высоте показатель за всю историю наблюдений. А зима 2019–2020 годов вошла в историю как самая теплая в регионе за весь период метеонаблюдений. Многие эти события перекликаются с погодой в Тюмени.
— Есть ли в этих регионах какие-то особенности : ветра, микроклиматы, зоны с особыми условиями?
— Как я уже сказал выше, это влияние Уральских гор. На западном склоне гор выпадает значительно больше осадков, чем в Кургане и Тюмени. Дожди просто «осаждаются» с другой стороны. Это даже хорошо видно на прогностических картах накопления осадков. Например, в Уфе выпадает почти 600 мм за год, а в Тюмени — 479 мм.
Когда прогноз — не просто числа
— Бывает ли, что вы просто устаете от прогнозов и хотите отключиться от всего?
— Такое случается, но за 12 лет я выпустил уже более 12 тысяч прогнозов — на 24 часа, 5 суток, 15 суток и другие сроки. Мои прогнозы ежедневно читают тысячи жителей Кургана, и если они выходят с задержкой, мне сразу начинают писать — это действительно мотивирует.
Я не делаю прогнозы «в стол», они всегда находят своего реального читателя и пользователя. Среди моих подписчиков много дачников, рыбаков, охотников, агрономов и других людей, для которых точный прогноз — жизненно важная информация. Погода нужна всем, и я рад быть полезным каждому.
— Планируете ли вы как-то развивать свою деятельность в этом направлении? Может быть, создать сайт, YouTube-канал или телеграм-бот?
— Сейчас мои прогнозы доступны в группе во «ВКонтакте», в Telegram-канале и на моем сайте. На YouTube я не вижу смысла: главная задача прогноза — быть максимально точным и оперативным. Поэтому именно эти площадки лучше всего подходят для моей работы.

Илья говорит, что острая нехватка метеостанций наблюдается в Сибири, где на сотни километров может не быть ни одного пункта наблюдений
— Вы бы хотели, чтобы ваша деятельность когда-нибудь стала официальной работой?
— Это ничего не дает. Официальная работа слишком забюрократизирована, а статус никак не влияет на качество прогнозов. Любой журналист может просто написать или позвонить мне напрямую — без запросов, без договоров, без долгого ожидания. Ответ будет быстрым и точным. Не всегда официально значит качественно. Напротив, оперативность и личная вовлеченность зачастую дают куда более надежный результат.
— Приносит ли это вам какой-то доход вообще? И ради чего этим занимаетесь?
— Доход от донатов и рекламы есть, но он совсем скромный — даже говорить о суммах не хочется. Это, скорее, символическая поддержка от моих читателей, за которую я искренне благодарен.
— Так вы не ответили, все-таки почему вы этим занимаетесь?
— Я занимаюсь этим, потому что люблю погоду. Мне нравится осознавать, что я могу заглядывать в будущее, ведь каждая компьютерная модель — это своеобразная машина времени. Вот сейчас ясное небо, светит солнце, а я открываю карты и вижу: через 72 часа на город обрушится мощный южный циклон, и его завалит снегом или зальет дождем. Будущее скрыто в этих картах и расчетах, а я лишь живой проводник между миром природы и миром людей. Я считываю прогноз и транслирую его широкой аудитории. Кто-то отменит планы, кто-то вовремя переобует машину, а кто-то просто решит остаться дома. И если за все эти 12 лет мне удалось спасти хотя бы одного человека, это моя маленькая победа.
Ранее наши коллеги из Е1.RU рассказывали об ученом из Екатеринбурга. Арсений Галимов занимается реконструкцией климата по пылинкам растений. Палинолог рассказал, каким был климат на Урале 10 тысяч лет назад и чего ждать от погоды дальше. Подробности читайте в этом материале.