В Тюмень впервые привезли работы художников сообщества «Безнадежные живописцы». Оно зародилось в 2002 году, когда у художника Анатолия Заславского подошла очередь сделать персональную выставку в Академии имени Штиглица, как у ее выпускника (в советский период учебное заведение называлось Мухинским училищем). Те времена по всему миру называли антиживописными, так как бытовало мнение, что живопись уже всё сказала — пришла эпоха новых средств выразительности.
Открытие выставки состоялось 15 декабря в атриуме квартала «1А Первомайская». На ней поэт, культуролог и литературный критик Алексей Машевский, один из идеологов «Безнадежных живописцев», рассказал, кто они такие, в чем проблема искусства сегодня и как жить дальше.
— Алексей Геннадьевич, кто такие «Безнадежные живописцы»?
— Небольшая предыстория. На самом деле в творчестве имеют место три эстетические позиции. Первая — позиция авангардизма: полное доверие к материалу, где он абсолютно освобожден от контроля автора. Тут краска сама по себе: художник просто бросает ее на полотно, всё это как-то смешивается — и получается картина. Самое смешное, что, действительно, получается. Какое-то эстетическое воздействие на человека имеет (в этом, собственно и состоит открытие модернизма: любая вещь может быть воспринята как артефакт). Вторая позиция — это позиция академической живописи. Художник от начала до конца контролирует весь процесс. Ему не важно, что язык красок обладает своей внутренней логикой, что материал живой. Главное — довести свою творческую идею до конца, как бы навязать ее материалу. Тут нет жизни краски на холсте. Просто рассказ в рисунках, раскрашенных соответствующими цветами.
— Как картина по номерам?
— Да, или раскраска. А третья позиция комплементарна (то есть основана на взаимодополнительности). Здесь художник и материал начинают выступать в согласии. Автор продвигается вперед осторожно-осторожно, шаг за шагом, наблюдая за тем, какие подсказки ему дает материал. Художник, поэт всегда имеет только общее представление о замысле. И картина, итоговое произведение, может продвинуть его понимание дальше. Как у Пушкина: «Ай да Пушкин, ай да...». Александр Сергеевич изначально и не предполагал, что его «Борис Годунов» позволит выйти на такие глубины понимания истории, народной жизни...
Так вот «Безнадежным живописцам» ближе третья позиция. Для них важно, чтобы материал оставался живым, они воспринимают цвет как содержание, как настроение. Они совершенно искренни в своих работах. И зритель чувствует эту подлинность.
— А если цвет — это именно отображение души художника, то в каких тонах можно написать современный мир?
— Сказать точно невозможно, так как в преломлении сознания каждого художника это будет своя палитра. Более того, она ситуативна. Всё, что вы сейчас видите (все эти представленные на выставке картины), — это некие рефлексы той подлинности, о которой мы говорим. И лишь внутри себя зритель собирает полную картину из совокупности этих художественных высказываний. Вот тогда только и можно увидеть тона современного мира.
— Сегодня превалирует визуальная культура. Какое место в ней занимает живопись?
— Это большая проблема, так как тут скорее вопрос о том, какое место культура вообще занимает в сознании современного человека. Разумеется, для того, чтобы живопись занимала серьезное место, зритель должен понимать ее язык. Чтобы читать Шекспира в подлиннике, надо знать староанглийский. И ничего тут не поделаешь. Главная проблема в том, что язык живописи остается, к сожалению, совершенно закрытым для массового зрителя. Это видно по тому, кто в тренде у посетителей выставок, которых волнует нарратив, или некоторая идея, только оформленная художественными средствами, как, например, это имеет место у столь популярного сейчас Рериха.
— И что делать?
— Возвращать культуру в сознание помогает популяризация искусства. Пример тому — эта выставка. Мы создали «Ассоциацию поддержки безнадежного искусства», которая призвана выступать посредником между художником и зрителем. Компания Брусника помогает нам в организации таких мероприятий. В Екатеринбурге уже прошло две выставки. Сейчас мы в Тюмени. Кстати, сейчас Брусника собирает коллекцию работ этих художников. Интересная история была с одним из «Безнадежных». Это Борис Борщ, который пишет в основном пейзажи Петербурга. Они очень понравились сотрудникам Брусники, но захотелось, чтобы это были пейзажи Екатеринбурга. Поэтому Бориса выписали в Екатеринбург на две недели. Результат его работы можете видеть здесь.
— Получается, Брусника выступает как галерист?
— Я бы сказал, не до конца осознавший себя таковым галерист. Компания еще не до конца определилась здесь со своей ролью. Но она стремится внести свой вклад в очень важный процесс культурного возрождения.
— В Екатеринбурге каждый художник представлял пару-тройку картин, которые соответствовали определенной теме. По какому принципу подобраны работы здесь?
— Здесь экспозиция более камерная, поэтому представлено по одной картине. Но единой темы нет. Можно заметить, что в тематическом плане и в плане манеры они все самостоятельны. Всё, что объединяет их, — это принцип подлинности, к которому адресуются художники.
— Если 2002 год был временем антиживописным, то какая эпоха сейчас?
— По моим ощущениям, по отклику зрителей, по их интересу — всё смещается обратно. Люди разворачиваются лицом к живописи. Все трюки, которые были вместо нее, уже надоели. Это как с фокусом: пока смотришь — интересно, а узнал, как всё это делается, — интерес пропал. Сегодня людям нужно чудо, а не фокусы.
Выставка «Безнадежные живописцы» проходит в атриуме квартала «1А Первомайская». Вход свободный. Время работы: по будням с 17:00 до 21:00, в выходные с 11:00 до 19:00. Посетить выставку можно до 15 января 2024 года.
«1А Первомайская» — дом сдан.
Рекламодатель: ООО «Брусника», tyumen.brusnika.ru/projects/1a