Частичное разглашение врачебной тайны может облегчить поиск пропавших людей. Во всяком случае парламентарии Госдумы предлагают создать сетевой ресурс, на котором врачи смогут размещать сведения о пациентах с неустановленной личностью. Сейчас для получения такой информации родственники пропавшего должны лично обращаться в медучреждение.
По закону любые сведения о человеке, полученные в ходе его медицинского обследования или лечения, составляют врачебную тайну. Сообщать их третьим лицам без согласия пациента врачи не имеют права. Если человек поступает в больницу без сознания и без документов, его близкие об этом не узнают. Даже сотрудники правоохранительных органов не смогут получить информацию о таком больном без официального запроса. Подобные ограничения затрудняют розыск пропавших людей, особенно когда родственники ведут его самостоятельно. При этом только в московские клиники ежедневно поступает до 60 человек, личность которых невозможно установить.
Поэтому парламентарии предлагают изменить закон «Об охране здоровья граждан», в части соблюдения врачебной тайны. Ее разрешат частично разглашать на специально созданных информационных ресурсах.
«Указанный федеральный закон не позволяет предоставлять сведения, составляющие врачебную тайну, в случае поступления в больницу граждан без сознания и без документов, – объясняет автор законопроекта депутат Госдумы Андрей Красов. – Из-за этого невозможно создать единую информационную базу таких пациентов для их поиска родственниками и близкими».
По задумке депутата государственная информационная система должна содержать следующие данные:
дата и время поступления человека в больницу;
контактные данные медучреждения;
информация о внешности, особых приметах, одежде и личных вещах пациента.
Эксперты поддерживают инициативу г-дина Красова, но с оговоркой, что доступ к этим сведением должен быть персонифицированным.
«Если человек находится без сознания, то формально врачи не вправе сообщать его данные кому бы то ни было, – объясняет медицинский юрист Евгений Козьминых. – Конечно, в жизни эта ситуация решается и родственникам предоставляют необходимые сведения. Но сложности все равно возникают, особенно когда речь идет о поисках пропавших людей. Смягчение норм законодательства могло бы значительно ускорить процедуру получения информации. Что же касается создания информационной системы, то необходимо тщательно продумать механизм регистрации пользователей этого ресурса. Например, давать его только тем, кто обратился в полицию с заявлением о пропаже человека».
Добавим, что с 1 января база данных неопознанных пациентов действует в Москве. На портале «Найди меня» размещаются фотографии людей, которые поступили в городские больницы без документов и не могут ничего о себе сообщить. Чтобы получит доступ к изображениям необходимо пройти регистрацию с подтверждением личности.
Разглашать врачебную тайну без согласия пациента можно только в следующих случаях:
• в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
• при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
• по запросу органов дознания, суда и следствия, в связи с проведением расследования или судебным разбирательством по уголовному делу;
• в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет (для больных наркоманией – до 16 лет) и для информирования его родителей или законных представителей;
• при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
• в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе.