Результаты исследования, представленого на ежегодном собрании Общества когнитивной неврологии в Монреале, показывают, что, возможно, короткая медитация может улучшить познавательные способности. В эксперименте участвовали 63 студена-добровольца, 49 из них завершили эксперимент. Участники были случайным образом распределены в равном количестве в две группы, одна из которых занималась медитацией, в то время как другая группа слушала аудиокнигу «Хоббит» Дж. Р. Р. Толкина. До и после медитации и прослушивания книги участники подвергались широкому набору тестов для оценки настроения, памяти, зрительного внимания и бдительности.
В начале эксперимента результаты тестов среди двух групп были одинаковыми: участники отметили улучшение настроения после медитации и прослушивания книги. Однако в группе медитации значительно улучшились результаты тестов на познавательную способность. Они были выше средних показателей группы прослушивания во всех когнитивных тестах и в десять раз лучше в тесте на способность сосредоточиться, держа в голове другую информацию.
Медитация, использованная в исследовании, сокращенно называлась «осознанный» тренировочный режим, основанный на базовых «навыках Шаматхи» из буддийской традиции медитации и подготовленный квалифицированным помощником. Участникам было дано указание расслабиться с закрытыми глазами и сосредоточиться только на потоке их дыхания, возникающего на кончике носа. Если случайные мысли возникали, их нужно пассивно принять к сведению и просто давать «уйти», вернув внимание к ощущению дыхания.
Эти результаты показали, что для получения пользы от медитации не нужны интенсивные тренировки, и первые положительные эффекты медитации могут быть связаны с улучшением способности удерживать внимание.