Возвращение к занятиям после долгих каникул, проведенных вместе с родителями, для некоторых детей бывает не менее болезненным, чем начало рабочих будней для взрослых. А если каникулам предшествовал долгий карантин, а потом они получили продолжение «благодаря» морозам, то выход в школу приравнивается к стрессу.
«У нас старшие дети, Яна и Саша, – школьники, а младший, Артем, – детсадовец, – рассказывает мама троих детей Ксения Стрижева. – Конечно, все каникулы они прогуляли, то на горке, то в театры, режим дня сбился полностью. Первый школьный день мне пришлось их просто «выволакивать» из-под одеял, собирать сумки и отправлять в школу и садик. Второй-третий день прошел примерно в том же режиме, потом стало чуть полегче: дети втянулись. И тут грянули морозы! Теперь наши смекалистые детки каждое утро вскакивают в шесть часов и мчатся смотреть на градусник, потом слушать радио. Если с погодой все в порядке, начинается сериал: «Ах, мы такие сонные, у нас болит голова, горло, ухо и нос, можно мы в школу не пойдем?» Если же занятия отменяют, то старшие дети просто счастливы, а младший начинает клянчить «выходной». Ему тоже хочется остаться дома, как «большому». С садиком, конечно, проблем никаких. А вот наши «учащиеся» явно подзабыли даже полученные знания, и теперь им с трудом приходится нагонять школьную программу. И это одна из самых веских причин нежелания вновь идти в школу. Нам с мужем пришлось ввести жесткие меры и самим заниматься с детьми. Пусть вечером после работы, но два-три часа занятий бывают обязательно. То же самое и с режимом дня, независимо от того, надо утром в школу или нет: отбой ровно в 21:30».
Как в первый раз
Самое главное после длительного перерыва в занятиях, считают психологи, чтобы переключение из режима отдыха в режим учебы прошло плавно. Если до сих пор ваш ребенок ложился спать под бурчание телевизора около полуночи, а проснувшись, не завтракая, бежал играть, то жесткие рамки учебного периода, обусловленные нагрузками, могут довести до стресса.
«Оптимальный вариант для родителей младших школьников, – советует детский психолог Вера Серебрякова, – готовиться к началу учебы вместе с ребенком. Соберите портфель, проверьте все учебники, обсудите расписание, напомните о приятных событиях, которые ждут в школе. Делать что-то вместе гораздо увлекательнее, чем в одиночестве. Таким образом, эти эмоции перенесутся и на школьные будни. Утром перед школой обязательно обнимите ребенка, похвалите за то, что не проспал. При этом ваше поведение должно явно показывать, что все происходит как обычно: наступило утро, и мы, как всегда, идем в школу и на работу. Это сделает переход от каникул и «морозных прогулов» к активной учебе менее болезненным».
Во время внепланового отдыха, как правило, резко меняется распорядок всего дня: и сна, и питания, и прогулок. Дети вечером засиживаются за компьютером или телевизором, а просыпаются в 11-12 часов утра. Если в таком режиме ребенок продолжает существовать до последнего дня «каникул», то первые школьные дни он почти спит на уроках. О нормальной концентрации внимания и хороших оценках в этот период можно забыть.
«Мы все каникулы придерживались режима дня, – рассказывает папа семилетней Сони Игорь Енчин, – а вот когда начались морозы, наша первоклассница «сорвалась». Пока Сонюшка отдыхала, даже забыла, как пишутся буквы, поэтому появился страх, что и в школе у нее ничего не получится. А тут режима и определенности никакой: то учимся, то дома сидим. Вот Сонька до полуночи уснуть не может, утром встать и в школу пойти не хочет, чуть что – сразу начинает плакать. Хорошо, что у меня сейчас отпуск, мы с дочкой днем в школу играем, учимся писать буквы, читать. И у меня времени много не отнимает, и дочь морально готова идти на занятия».
Лишь бы ему было хорошо!
«В идеале нужно придерживаться режима дня и на отдыхе, – считает педиатр Елена Андреева. – Однако такое поведение – большая редкость. Обычно почти полдня ребенок проводит в сидячем, малоподвижном положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг попадает мало кислорода. Поэтому обязательно чередуйте умственные и физические нагрузки. Час за компьютером – два часа активные игры на улице или дома. Даже в минус 30 дети с удовольствием бегают на улице, катаются на горке. От небольшой прогулки вреда не будет, особенно если ребенок тепло одет. Кроме того, поддержать организм можно витаминами. Очень полезен витаминный чай, например со зверобоем или шиповником. Если в комнате сухой воздух, то поставьте в спальне увлажнитель, чтобы утром ребенок чувствовал себя бодрее. Если чадо подолгу сидит над учебником, уставившись в одну точку, стоит отправить его поиграть на полчаса, лучше всего – на улице. Мозгу явно нужна смена деятельности, небольшая «перезагрузка». Если ситуация совсем тяжелая, то раз в неделю можно разрешить ребенку не пойти в детский сад или школу. (Если «пропуск» не больше трех дней, справка от врача не потребуется, достаточно записки от родителей.) Это относится как к слишком старательным детям, так и к тем, кому нелегко дается школьная программа. Отдохнувший ученик работает более эффективно.
Чтобы школьник лучше справлялся с нагрузками, питание должно быть разнообразным, полноценным, богатым витаминами и микроэлементами. Для активной нормальной работы головного мозга полезны мясо, рыба, яйца, творог, кефир, бананы и морепродукты. Если ребенок перегружен знаниями и не может уснуть вечером, то сразу после школы или перед сном можно заваривать успокаивающий травяной чай (предварительно проконсультируйтесь с врачом).
Едва приступив к учебе, дети с легкостью подхватывают простуду. Это вполне нормально – иммунная система после долгих каникул адаптируется к новым условиям, микрофлора приспосабливается к жизни в большом коллективе. Однако отправлять ребенка в школу даже с легким насморком в этот период не стоит, иначе в классе пойдет «круговое» заражение. Лучше переждать пару дней дома, пока все пройдет».