Вопреки прогнозам самцы с генетическим материалом высокого качества оказались не такими уж и успешными в оплодотворении яйцеклеток, в отличие от их менее «качественных» собратьев. Исследование, проведенное шведским ученым Гораном Арнквистом (Goran Arnqvist) из факультета экологии и эволюции университета Упсалы и его датским коллегой Трине Билде (Trine Bilde) из биологического факультета университета Аархуса на зерновках, показало, что при спаривании одной самки с несколькими самцами те из особей мужского пола, у кого генетический материал был плохого качества, оказались более успешными в оплодотворении яйцеклеток. Изыскания этих ученых опубликованы в текущем номере журнала Science.
Практически у всех животных представительницы женского пола спариваются с несколькими разными партнерами противоположного пола, несмотря на тот факт, что единичного «акта любви» зачастую достаточно для оплодотворения ее яйцеклеток. К тому же неразборчивые и множественные половые связи несут для «дам» всех особей и подвидов свои издержки, например, риск подхватить болезни, передающиеся половым путем. Одно из самых распространенных мнений на этот счет, что такое поведение позволяет женским особям «выбирать» сперму мужской особи с самым высоким качеством генетического материала для оплодотворения ее яйцеклеток. Впервые скандинавские ученые непосредственно проверили такую вероятность и доказали, что это не соответствует действительности.
Их исследование на зерновках показало, что вопреки прогнозам самцы с генетическим материалом низкого качества более успешны в оплодотворении яйцеклеток. Именно они чаще всего испытывали радость отцовства, если это понятие можно отнести к этим жукам. Но они произвели на свет потомство, которое было менее сильным с генетической точки зрения.
«Результаты подкрепляют предположение, что гены, которые хороши для самцов, зачастую не оказываются таковыми для их партнерш. Следовательно, во всяком случае, относительно жуков, из-за беспорядочности своих половых связей самки все-таки не оказываются в генетическом выигрыше», – говорит Горан Арнквист.