На 28-м секторе Червишевского кладбища в Тюмени с апреля начали хоронить участников в спецоперации на Украине. Первое захоронение появилось в начале весны. Ряд, где похоронены исключительно военнослужащие, начался с могилы 18-летнего Андрея Огибалова. Семь крестов с флагами России и войск, где служили мужчины, тянутся по краю сектора.
Про это место родственникам погибших в спецоперации говорили, как об участке, где будут лежать исключительно военнослужащие. Не прошло и несколько месяцев, как обещание осталось забытым — возле военных стали хоронить людей, которые к службе отношения не имеют. Родственников погибших в спецоперации это возмутило — ранее им обещали сделать на этом месте «Аллею славы». Они обратились в администрацию.
Про 28-й сектор для военнослужащих редакция писала в июне. На тот момент тут были похоронены шесть военных, погибших в спецоперации. Правда, это совершенно не отображает весь список потерь: из десятка погибших тюменцев тут похоронено всего несколько человек. Окончательное решение, где будет покоиться погибший, принимают его родственники: кого-то похоронили в родном селе или районе, других — на мусульманских кладбищах.
«Даня будет здесь. Пусть лежит с ребятами»
Родственники Даниила Деева решили похоронить своего близкого на 28-м секторе, потому что, по их словам, там должны были лежать только погибшие в спецоперации герои, обещали сделать «Аллею славы». Родные считают это важным.
— Сейчас в 28-м секторе хоронят гражданских. Прямо рядом с погибшими в спецоперации ребятами. Мы выбрали это место на кладбище для Даниила, потому что нам сказали: «Здесь будет Аллея славы, только герои будут лежать». К нашему удивлению, через некоторое время мы приехали и увидели три могилы людей, которые не имеют отношения к спецоперации и боевым действиям. Похоронены там женщины. Нам это небезразлично, — рассказывает родственница погибшего Даниила Деева. — Первым местом, куда мы поехали, чтобы решить вопрос с похоронами, был военкомат. Мешков Андрей предоставил нам человека. Он нас повез на кладбище и сказал: «Этот сектор весь предназначен для военнослужащих, погибших в спецоперации, и других военных». Мы тогда еще сказали: «Однозначно Даня будет здесь. Пусть лежит с ребятами». Тогда была даже какая-то гордость. Это было достойное место. Даже в ритуальном зале представители ТВВИКУ нам сказали, что будет выделен сектор для участников спецоперации. Сейчас мы познакомились с другими родными, близкие которых участвовали в спецоперации. И все возмущаются. Я обращалась в военкомат, звонила директору департамента области в сфере ЖКХ, разговаривала с секретарем «Некрополя». Мы готовы писать письмо и Моору, и президенту. Эту тему поднимать не хотят. Заместитель военного комиссара от моего имени написал письмо в администрацию.
Другой родственник погибшего на Украине, военный с большим опытом, объяснил, почему такие сектора для близких погибших и для него лично имеют большое значение.
— В Тюмени существуют отдельные сектора для военнослужащих. К примеру, отдельно для ОМОНа, Россгвардии. Дело в том, что люди, у которых погиб военный, иногда остаются одни. Когда они приходят на кладбище, то просто подходят к ним и начинают общаться. У них завязывается знакомство. Они становятся не одинокими. У них есть объединяющее начало. К примеру, когда я прихожу к своему племяннику, то обязательно поздороваемся с другими родственниками и вместе помолчим. Я думаю, что это помогает людям пережить потерю. Почему могли пообещать и не сделали? Не надо забывать, в какой стране мы живем. Никто ни за что не отвечает. Хоронят тоже незаметно, чтобы не вызвать общественный резонанс, — рассказал бывший военный.
В военкомате нам подтвердили, что обращение от родственников действительно приходило. Там сказали, что в ситуации будут разбираться. Ранее представитель комиссариата объяснял, что 28-й сектор для захоронения военнослужащих выделили еще год назад.
— Этот сектор больше года назад выделили для захоронений ветеранов ВОВ, участников войн и локальных конфликтов, военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении долга. Инициатором выделения стали представители ветеранских организаций Тюменской области, — рассказывали в военном комиссариате Тюменской области.
Что говорят в администрации?
В администрации нам объяснили, что представители военкомата могли что-то неправильно донести, а родственники не так поняли их обещания. Речь об отдельном секторе для погибших в спецоперации не шла. Сейчас в этом квадрате могут похоронить любого.
— Ограничений по захоронению на 28-м секторе нет. Исходя из волеизъявления умершего, можем похоронить любого. Предложения официального по отдельному сектору для военнослужащих не было. Не было задачи выделять сектора под участников СВО. Хоронят в плановом режиме — куда захотят родственники. Вероятно, представители военкомата что-то напутали. Сектора под захоронение разных ведомств будут, но при комплексном строительстве, что тогда и обсуждалось с ветеранской организацией. Он мог фигурально говорить, что предлагаем захоронить на «Аллее славы», имея в виду, что это новый сектор. Отклонили или нет вопрос по поводу выделения отдельного сектора — неизвестно. Возможно, этот вопрос рассматривается, возможно, проектировщик запланировал, — рассказали в администрации.
О том, планируют ли выделить отдельный сектор для военных и почему на 28-м участке неожиданно появились сразу несколько гражданских захоронений, нам не ответили. Также без ответа остался вопрос про появление «Аллеи славы», о которой говорят родственники. Мы отправили официальный запрос в МКУ «Некрополь» с просьбой разъяснить ситуацию. Ответ ожидается.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.